Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:39, контрольная работа
В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека. Большое значение для этической концепции, развиваемой Эпикуром, имел пример его собственной жизни, которую он (как в свое время Сократ) стремился выстроить по законам, развиваемым в его теории. Он родился и вырос на острове Самос, где его отец был военным поселенцем.
Для Эпикура нет
затруднения, которое лишь формально
преодолел Демокрит: как сочетать
свободу воли с детерминизмом? Мир
материален, тела - сцепление атомов,
душа состоит из наиболее тонких атомов,
родственных огню. Все это известно
со времен Демокрита. Однако между учениями
Эпикура и Демокрита о бытии
есть одно фундаментальное отличие,
на которое впервые указал К. Маркс
в своей диссертации. Речь идет о
теории отклонения атомов от пути своего
движения, которое не учитывалось
в фаталистичном учении Демокрита
о природной необходимости. Самопроизвольное
отклонение атомов - вот то, что в
онтологии служит обоснованием случайности
в природе, а в этике - причиной
свободы воли. Эпикур не только устраняет
божественное вмешательство в дела
людей, последовательно продолжая
мысли Демокрита, но и преодолевает
фатализм необходимости в его
учении. «Одни события происходят
в силу необходимости, другие -- по случаю,
а иные зависят от нас, так как
необходимость не подлежит ответственности,
а случай непостоянен... но то, что
зависит от нас, не подчинено никакому
господину, и за этим следует как
порицание, так и противоположное
ему» (цит. по 4, стр. 191).
Человек обладает свободой
выбора, и это не только не противоречит
учению о материальности мира, его
закономерностям, но, напротив, есть одно
из проявлений этих закономерностей. Так
разрешает Эпикур важнейшую предпосылку
для построения системы этики.
Учение о благе
Эпикур, подобно Демокриту, начинает
с рассмотрения проблемы удовольствия
и страдания (тогда как, по Платону,
она не имеет отношения к морали,
а, по Аристотелю, занимает подчиненное,
более близкое биологии и психологии,
но не этике, место; поэтому-то Аристотель
рассматривает эту проблему совершенно
независимо от критерия и источника
нравственности).
«Начало и корень
всякого блага -- это удовольствие
чрева: даже мудрость и прочая культура
имеют отношение к нему» (цит.
по 5, стр. 241), -- говорит Эпикур, а его
ученик и друг Метродор доводит эту
мысль до парадоксальной формы: «В чреве
-- вот в чем разум, согласующийся
с природой, находит свой истинный
предмет» (цит. по 4, стр. 191). Этим положением
Эпикур подчеркивает, что начало потребностей
человека -- материально, в этом нет
ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается
естественная необходимость. «Не считай
нисколько не согласным с учением
о природе (т.е. неестественным) то, что
когда кричит плоть, кричит душа. Голос
плоти: не голодать, не жаждать, не зябнуть.
Душе трудно помешать этому и опасно
не внимать природе, повелевшей ей вследствие
присущего ей ежедневного довольствия
своим» (цит. по 5, стр. 244).
Более того, Эпикур сам,
словно отвечая будущим критикам,
опровергает вульгарно-
Очевидно, что такой
подход к удовольствиям весьма далек
от вульгарного понимания
Человек естественно,
но природе своей стремится к
удовольствиям и старается
Аристипп учил: человек
живет лишь настоящим; для него нет
ни прошлого (как уже протекшего
времени), ни будущего (поскольку оно
еще не наступило и может быть
вообще не наступит для данного человека).
Значит, смешно терпеть страдания
или откладывать сиюминутное
удовольствие ради будущего, ведь синица
в руках лучше журавля в
небе. Если же удовольствие не имеет
временного масштаба, то остается лишь
его интенсивность. Чувственные
наслаждения в этой схеме естественно
займут первое место, а те из них, которые
более доступны и наиболее сильны,
и есть самые желанные, ибо счастье
- сумма сиюминутных
Эпикур, полемизируя
с киренаиками, в рассуждение
об удовольствиях включает как необходимую
и временную характеристику. При
выборе удовольствий и избежании
страданий всегда нужно иметь
в виду не только настоящее, но и
будущее, т.е. последствия удовлетворенных
сегодня желаний, перспективу получения
большего удовольствия. Более того,
выбор должен диктоваться не только
настоящим и будущим, но и прошлым,
т.е. накопленным опытом. «Лучше вытерпеть...
некоторые страдания, чтобы насладиться
большими удовольствиями; полезно воздержаться
от... некоторых удовольствий, чтобы
не терпеть более тяжких страданий»
(цит. по 3, стр. 233). Подобное же предвидение,
соединенное с суждением о
разнокачественности
Различие отношения
к будущему у Аристиппа и Эпикура
приводит мыслителей к различному мироощущению.
Это важно отметить, так как
в литературе часто смешивают
гедонизм и эпикуреизм, полагая, что
их значения очень близки и характеризуются
оптимистическим, жизнерадостным отношением
к бытию. Однако философия гедонизма
есть «пессимизм наизнанку», есть психология
«пира во время чумы», так как
погоня за немедленными, сиюминутными
удовольствиями проистекает из неверия
в будущее. Это - позиция гибнущих
сословий и классов, в которой
нет ни грамма оптимизма и, тем
более, - демократизма. С наибольшей
лаконичностью она выражена в
печально знаменитой фразе Людовика
XV, произнесенной много веков спустя: «После
меня -- хоть потоп» (цит. по 4, стр. 194).
Напротив, установка Эпикура пронизана оптимизмом, искренней убежденностью в том, что завтрашний день будет лучше. «Природа учит считать ничтожным то, что дается случаем, и, находясь в счастье, признавать себя несчастным, а находясь в несчастье, не придавать большого значения счастью и принимать без шума [спокойно] блага, которые даются случаем, и быть готовым к бою с кажущимся злом, которое дается им: ведь бренно все, что толпа считает благом и злом, а мудрость не имеет ничего общего со случаем» (цит. по 3, стр. 235). Только с этих позиций возможно предпочесть как более высокие духовные наслаждения, не презирая наслаждений физических, но отводя им подчиненное положение. «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей, а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя» (цит. по 3, стр. 220).