Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:22, контрольная работа
В психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения. В профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда.
Введение
1.Понятие эргономики. Этапы развития эргономики.
2.Мидиэргономика, Микроэргономика.
3. Методы эргономического анализа. Перспективы развития эргономики.
4. Значение эргономики для оптимизации трудовой деятельности человека.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное
бюджетное образовательное "Челябинский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ЧГПУ") филиал в г. Миассе Кафедра психологии образования | ||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Психология труда»
Эргономический подход в исследованиях трудовой деятельности.
| ||
Выполнил: Студентка II курса, Специальность: психология образования Балдина И.Э. Проверил: Исакова Ю.Б канд. филос. Наук, доцент
| ||
Оценка:_______________ Роспись преподавателя Дата:
|
||
Миасс 2012 |
Содержание:
Введение
1.Понятие эргономики. Этапы развития эргономики.
2.Мидиэргономика, Микроэргономика.
3. Методы эргономического анализа. Перспективы развития эргономики.
4. Значение эргономики для оптимизации трудовой деятельности человека.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Труд с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов изучают: физиологи, социологи, философы, психологи, технологи, юристы, врачи, дизайнеры и т.д. Таким образом, психология труда - это часть разнообразных знаний о труде.
Условно выделяют следующие
основные разделы изучения человека
в психологии трудовой деятельности:
психология труда в традиционном
варианте, инженерная психология, психология
управления (в более современном
звучании - организационная психология),
профориентация, профессиональное образование:
профессиональное обучение, больше ориентированное
на целенаправленное формирование личности
профессионала и
Также выделяют следующие дополнительные разделы психологии труда, образуемые на стыке ее основных разделов: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п.
Соответственно, в каждой отрасли психологии труда конкретизируется и предмет. Предметом психологии труда является субъект труда, исходя из этого в инженерной психологии это субъект труда, рассматриваемый во взаимоотношении со сложной техникой. На сегодняшний день это система «человек - машина - среда - социум - культура - природа».
В психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения. В профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда.
Учитывая большое количество наук, изучающих труд, а также многообразие направлений и предметов в рамках одной лишь психологии труда возникла необходимость создания общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности. Направление это инициируется психологией труда и имеет название - «эргономика»
1. Понятие эргономики. Этапы развития эргономики.
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации системы «человек - коллектив-машина – среда – социум – культура – природа».
Эргономика занимается
комплексным изучением и
Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение эргономики, относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.[2, 118с]
Термин «эргономика»,
предложенный еще в 1857 польским
естествоиспытателем В.
С середины 50-х гг. она
интенсивно развивается во
В Великобритании с 1957 издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.
К сожалению, в полной
мере идея интеграции усилий
разных специалистов в области
изучения труда так и не
реализовалась, что
Предметом эргономики является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек – коллектив - машина – среда – социум – культура - природа». Эту систему часто называют «эргономической системой». [8]
Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: инженерная психология, психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология, конструирование, гигиена и охрана труда, научная организация труда, антропология, антропометрия, медицина, анатомия и физиология человека, теория проектирования, теория управления.
Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов.
Эргономика не может
абстрагироваться от проблем
взаимосвязи личности с
Эргономика использует
данные гигиены труда, которая
является разделом гигиены,
Эргономика по природе
своей занимается
Эргономика решает
также ряд проблем,
В практическом отношении
проблема взаимоотношения
Эргономика не может
эффективно решать стоящие
Эргономический подход
к изучению трудовой
Комплексный подход, характерный
для эргономики, позволяет получить
всестороннее представление о
трудовом процессе и тем самым
открывает широкие возможности
его совершенствования. Именно
эта сторона эргономических
В развитии эргономики
можно выделить несколько
Задачей первого этапа
явилось повышение
Идеологами этого этапа были Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т. Геллерштейн и др.
Особняком стоят авторы,
исходившие из другой задачи:
не повышение
В России, пожалуй,
первым так поставил задачу
и даже предложил
Собственно, эта идеология
и была провозглашена
Задача анализа человека
стала более «бескорыстной», исследовательской.
Если раньше рассматривались
свойства человека в процессе
труда (реального или
Дальше развитие эргономики
шло по пути захвата все
более сложных свойств
Развитию гуманизации труда способствовало два фактора: во-первых, оказалось, что удовлетворение неспецифических потребностей, например, такой, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда, и, во-вторых, то, что многие новые производства, основанные на современной технологии, могут функционировать только в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника.
Следующим этапом развития
эргономики является экспансия
ее на другие, помимо труда,
сферы деятельности: досуг, обучение
и т.д. Да и сам труд в
современном производстве
Информация о работе Эргономический подход в исследованиях трудовой деятельности