Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:09, курсовая работа
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – тире только такое такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 ¾ 40 лет. Это теснейшим образом связано с
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
1.1 Сущность эстетического воспитания младших школьников
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня эстетического воспитания младших школьников.
2.2 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
1.1 Сущность
эстетического воспитания
1.2 Особенности
эстетического воспитания в
1.3 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Опытно-экспериментальная
работа по изучению уровня эстетического
воспитания младших школьников.
2.2 Анализ
полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – тире только такое такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 ¾ 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, ¾ отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Б. Т. Лихачёв, Д. Ж. Овчинникова, М. Монте-сори, Л. П. Печко, Р. Т. Шатский), ¾особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить
видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей
действительности призвана система
эстетического воспитания. Для того
чтобы эта система
Из
всего вышесказанного, можно предположить,
что, приобщая младшего школьника к
богатейшему опыту
Таким образом, анализ
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для исследования были применены следующие методики:
Экспериментальную базу исследования составили: МОУ «Починокинельская СОШ» Комсомольского района ЧР, 3 класс в возрасте от 9 до 10 лет. Количество обследуемых 30 человек.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной
литературы, двух приложений.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ИСКУССТВА В
ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» в переводе означает - воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие. Инициалы не переходят на другую строку от фамилии
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». Д. Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты» [2,34]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Помимо
формирования эстетического отношения
детей к действительности и искусству,
эстетическое воспитание параллельно
вносит вклад и в их всестороннее развитие.
Эстетическое воспитание способствует
формированию нравственности человека,
расширяет его познания о мире, обществе
и природе. Разнообразные творческие занятия
детей способствуют развитию их мышления
и воображения, воли, настойчивости, организованности,
дисциплинированности. Таким образом,
наиболее удачно, на наш взгляд, отразил
цель эстетического воспитания
М. М. Рукавицын, который считает: «Конечная
цель эстетического воспитания - гармоничная
личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный,
обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни и красоту
искусства».[3 ;26 ] Эта цель также отражает
и особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического процесса.
Наряду
с ними важнейшим элементом
Эстетические
явления действительности и искусства,
глубоко воспринятые людьми, способны
порождать богатый эмоциональный отклик.
Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б. Лихачева,
является основой эстетического чувства.
Оно представляет собой «социально-обусловленное
субъективное эмоциональное переживание,
рожденное оценочным отношением человека
к эстетическому явлению или предмету».
Центральным звеном эстетического
сознания является эстетический идеал.
«Эстетический идеал ¾ представление человека
о совершенной красоте явлений материального,
духовно-интеллектуального, нравственного
и художественного мира». То есть, это
представление о совершенной красоте
в природе, обществе, человеке, труде и
искусстве. Н. А. Кушаев отмечает, что для
школьного возраста характерна неустойчивость
представлений об эстетическом идеале.
«Школьник способен ответить на вопрос,
какое произведение того или иного искусства
больше всего нравится ему. Он называет
книги, картины, музыкальные произведения.
Эти произведения являются показателем
его художественного или эстетического
вкуса, даже дают ключ к пониманию его
идеалов, но не являются конкретными примерами,
характеризующими идеал».[23; 38 ]
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников