Эстетическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – тире только такое такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 ¾ 40 лет. Это теснейшим образом связано с

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
1.1 Сущность эстетического воспитания младших школьников
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня эстетического воспитания младших школьников.
2.2 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Буланковой 4СП ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     У младших школьников необходимо  развивать чувство красоты, гармонии  цвета, линий, формы. Рисование  дает ребенку основы представления  о гармоничном. Рисуя, младший  школьник учится видеть яркие  солнечные цвета, такие веселые,  что разглядывать их приятно и хорошо. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят определенные сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с теплым красным цветом выглядит особенно радостным и светлым. Он узнает, что некоторые сочетания цветов выглядят мрачно — например, сочетание черного с фиолетовым и т. д. 
Хорошо объяснить детям, какие цвета подходят друг к другу, а какие не подходят. Это можно показать на рисунках, а также на примерах хорошего сочетания цветов в одежде, в оформлении класса.

     В ходе проведенной работы нами были проанализированы литературные источники по проблемам изучения исследования особенностей использования средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

       Эстетические чувства младших  школьников успешно формируются в процессе знакомства с природой. Это наилучшим образом осуществляется в тех случаях, когда одновременно дети изучают произведения искусства и наблюдают природу. После показа произведений искусства, слушания музыки, чтения стихотворений, рассказов и т. д. надо совершать с детьми экскурсии в природу. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит учащихся лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства. 
     Глубокие эстетические переживания волнуют и всегда обогащают ребят чем-то новым. Чувство эстетического может формироваться у детей не только в связи с изучением произведений искусства, но и при восприятии прекрасной, аккуратно выполненной работы, красивого (внешне и внутренне) поведения человека. К. Маркс говорил о том, что предметы искусства создают публику, способную наслаждаться красотой. Здесь происходит двусторонний процесс: человек создает красивые вещи, а красивые вещи в свою очередь «создают», воспитывают человека, способного восхищаться ими, радоваться им. Привыкая обращать внимание на все красивое, человеческий глаз уже невольно ищет его всюду и меньше ошибается. Радуясь прекрасному, человек глубже и оптимистичнее воспринимает жизнь.

     Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что действительно средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников.

     Воспитанию эстетических чувств  у детей необходимо уделять серьезное внимание с первых дней обучения в школе. Детей надо учить воспринимать и понимать художественные произведения, иначе у них могут возникнуть и развиться неправильные мещанские представления о красивом — любовь к крикливости, вычурности в одежде, к пошлым стихам, песенкам и т. д. 
Эстетическое воспитание молодого поколения должно опираться на постоянное и систематическое общение детей с различными видами искусства. Лишь при этом условии у людей формируются глубокие и устойчивые эстетические чувства.

     Систематическое упражнение эстетических  чувств имеет особенно большое  значение для всестороннего развития  ребенка, для воспитания всех  чувств младшего школьника. Так  путем систематического упражнения  формируются у младшего школьника  даже самые высокие чувства. Упражнение чувств содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб., 1968. – 246 с. По образцу
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
  3. Бодалев А. А. Психология личности. / А. А. Бодалев. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 188 с.
  4. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – М., 1990.
  5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- М., 1967
  6. Кузьминов Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / Я. И. Кузьминов // Вестник образования. – 2007. – № 7. – С. 12 – 17.
  7. Немов, Р. С. Психология /Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.
  8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  9. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. - СПб., 2008-169с.
  10. Реан, А.А., Психология и педагогика / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.
  11. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе /И.И.Рожков. – Москва, 2000.-309с.
  12. Рубинштейн, С. Л. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников /С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.
  13. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с.
  14. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис. …д-ра пед. наук. – СПб., 2002.- 504с.
  15. Тихонов А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу / А.Н. Тихонов // Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы". - 1998. - N 1-2 (11-12). - С. 11- 26.
  16. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное / Л.Толкачева.- Минск, - 2002.- 291с.
  17. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника /Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. - 266с.
  18. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования / А.Д. Урсул // НТИ, Сер.1. - 1997. - N 2. - С. 1-11
  19. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки /Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.
  20. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Г.Н.Филонова. – Москва, 2003.- 382с.
  21. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
  22. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя/Л.М. Фридман. – Москва, 2001.- 173с.
  23. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135- 157.
  24. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. / А.В.Хуторской. - М-: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
  25. Щукина, Г.И. Педагогика школы / Г.И.Щукина. – Москва, 1998.- 291с.

 

Приложение 1.

  Анкета

  Ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы анкеты: 

  
  1. Сколько раз  в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?
 
  
  1. Считаешь  ли ты, что этого достаточно, чтобы  быть культурным человеком?
 
  
  1. Нравится  ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?
 
  
  1. Хотел бы ты бывать там чаще?
 
  
  1. Что ты знаешь об искусстве?
 
  
  1. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?
 
  
  1. Нравятся  ли тебе книги, передачи об искусстве?
 
  
  1. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый  урок, где бы рассказывали об искусстве?
 
 
 
 
 
 

Приложение 2.

     Данные  по уровню эстетического  развития младших  школьников

№ п\п Фамилия, имя ученика Полученный  результат
1 Козлова Настя 4
2 Кабалин Вася 3
3 Иванова Света 8
4 Мукшин Андрей 5
6 Светличная Вера 3
9 Краснов Роман 3
10 Зубова Наташа 4
12 Петрова Лена 8
13 Сапожникова Аня 3
14 Сошников Олег 3
16 Кабалин Дима 7
18 Абукина Кристина 6
19 Светличная  Анна 7
20 Петров Алеша 7
21 Кожина Анна 6
22 Семенов Саша 4
23 Лукин Коля 4
24 Ванюркина Надя 3
25 Сорокина Нина 4
26 Дмитриева Оксана 6
27 Кокшин Сергей 7
28 Кокшина Лена 4
29 Кокшин Женя 6
30 Смирнова Вика 3
8 Уткина Эмма 7
15 Федоров Андрей 3
11 Федорова Оля 3
5 Челаков Михаил 7
17 Чумарин Эдик 6
7 Шамбулина Люда 3

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников