Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:54, реферат
Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием "коллектив". Под коллективом понимается устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью.
Начало исследованиям коллектива как группы, существующей в специфических социальных условиях, положил А.С. Макаренко. Он определил ряд признаков, отличающих коллектив как специфическую социальную группу.
1.Введение…………………………………………………………………3
2.Этапы и проблемы формирования коллектива………….…………….4
3.Заключение………………………………………………………………10
4.Список литературы…………………………………………………...…11
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.Этапы и проблемы формирования коллектива………….…………….4
3.Заключение………………………………………………
4.Список литературы………………………………………………….
Введение.
Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием "коллектив". Под коллективом понимается устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью.
Начало исследованиям коллектива как группы, существующей в специфических социальных условиях, положил А.С. Макаренко. Он определил ряд признаков, отличающих коллектив как специфическую социальную группу.
Конституция рабочей группы и степень влияния на своих членов и на организацию в целом прямо зависят от ее сплоченности.
Сплоченность
характеризуется
Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы.
Этапы и проблемы формирования коллектива.
Коллектив социалистический (от латинского collectivus — собирательный), одна из важнейших ячеек социалистического общества; относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллектив сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистического сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности. В соответствии с видом деятельности различаются коллективы трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и др. Основное место в обществе принадлежит трудовым коллективам, среди которых важнейшими являются производственные коллективы. Главными функциями коллектива являются: предметная — непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная — обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача коллектива обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (например, бригада, цех, завод.)
По мере развития коллективы
любых организаций обычно проходят
через определенный ряд последовательных
стадий (или этапов).
1. Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации.
Люди постепенно знакомятся друг с другом,
налаживают деловые и личностные взаимоотношения,
возникают первые симпатии и антипатии.
На этом этапе развития часто наблюдается
т.н. «псевдосплоченнность» коллектива.
На первый взгляд новый коллектив выглядит
деловым и организованным, но на самом
деле люди пока только изучают друг друга,
пытаются определить своих вероятных
противников и сторонников, вникают в
специфику организационных отношений.
Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного
обсуждения целей и методов работы почти
нет. Люди еще мало знают своих коллег,
почти не слушают друг друга, а творческая
коллективная работа фактически отсутствует.
Псевдосплоченность может реализоваться
в коллективном осознании того, что «мы
все одна команда» и «мы все очень хорошие».
Такая ситуация складывается, когда коллектив
состоит из людей, имеющих сходный и довольно
высокий социальный статус. Вариантом
псевдосплоченности может являться ситуация
«козла отпущения», которого «пинают»
все кому не лень, вымещая на нем свои негативные
чувства. Такая роль изгоя обычно отводится
члену коллектива, резко отличающегося
своим поведением или внешним видом от
других.
2. Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись
в коллективе, некоторые его члены стремятся
занять доминирующие позиции. Большинство
новообразованных коллективов проходят
через период переворотов, когда образуются
кланы, группировки, разногласия выражаются
более явно, вплоть до открытых столкновений.
Личные взаимоотношения приобретают значение,
сильные и слабые стороны отдельных индивидов
выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать,
как достичь согласия, и пробует улучшить
взаимоотношения. На этой стадии развития
иногда происходит силовая борьба за лидерство,
в результате которой может произойти
как смена лидера, так и расформирование
коллектива (банкротство фирмы, дележка
вкладов). На этом этапе действующий лидер
должен подтвердить свои полномочия или
уступить место более сильному .
3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и
перед ним встает вопрос, как использовать
имеющиеся теперь способности и ресурсы.
Часто этот коллектив работает рывками,
однако есть энергия, интерес и желание
понять, как можно работать лучше. Методы
работы пересматриваются, появляется
желание экспериментировать, и принимаются
меры по повышению производительности.
Чаще всего быстро достигаются высокие
результаты.
4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном
решении проблем и использовании ресурсов.
Акцент делается на правильное использование
времени и на уточнение задач. Сотрудники
начинают гордиться своей принадлежностью
к «команде-победительнице» (возникает
идентификация с группой). На проблемы
смотрят реалистически и решают их творчески.
Управленческие функции плавно переходят
от одного сотрудника к другому в зависимости
от конкретной задачи.
5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные
связи между его членами. Людей принимают
и оценивают по достоинству, а не по претензиям.
Отношения носят неформальный характер,
но приносят удовлетворение. Личные разногласия
быстро устраняются. Коллектив превращается
в благополучную ячейку общества и вызывает
восхищение посторонних. Он способен показывать
превосходные результаты и устанавливает
высокие стандарты достижений.
6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив
продолжает работать над ранее поставленными
целями, уже не отвечающими задачам нового
времени. Длительное время структура,
функции, положения, инструкции и методы
работы не меняются. На этой стадии развития
коллективу еще удается за счет опыта
и былого мастерства «держаться на плаву»,
но по результативности он уже проигрывает
более активным конкурентам. В коллективе
накопилась усталость, чаще всего доминируют
формальные взаимоотношения и оглядка
на лидера.
7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия
или его полная ликвидация, коллектив
формально прекращает свое существование,
и люди трудоустраиваются в другие места.
Иногда смерть коллектива происходит
по причине ухода или смерти лидера, когда
группа не приемлет руководителя с абсолютно
другим стилем и типом взаимоотношений.
В процессе реорганизации результативность
работы коллектива очень низкая, и лучше
этот процесс сократить до минимума («быстрая
кончина»).
В процессе совместного труда группы
прямо или косвенно связаны между собой.
Поэтому для практики управления важны
не только особенности группы, но ее связи и отношения с
другими группами.
Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя.
На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:
- группы руководителей (
- группы исполнителей (рабочие группы).
Рабочая группа - под
разделения или группы, работающие над
одним и тем же заданием и
имеющие определенную самостоятельность
в своем труде;
- целевые группы (целевые комитеты). Целевая группа - комитет, который временно создается для заполнения пробелов существующих в организационных структурах.
Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, которая эффективно должна работать как единый слаженный механизм.
Чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа, и знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет искусством эффективного управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производительность труда своего подразделения и фирмы в целом.
Как только создан трудовой коллектив, он становиться также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.
В силу разнообразия интересов работников трудового коллектива в нем независимо от формальной структуры образуются различные социальные группы, которые называют неформальными группами.
Неформальная группа - это общность людей, как правило, в пределах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возникают в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работающих как личностей.
Причины вступления в неформальную группу:
- Принадлежность – потребность в общении, симпатиях и т.п.
- Помощь – дающих приобретает престиж, а получающий – конкретную инструкцию к действию или совет.
- Защита – необходимость
- Общение – обмен информацией.
- Симпатия – личностные
Причиной существования неформальной группы является общность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне производства. Но для образования неформальных групп особенно благоприятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы.
Группы в 3-5 человек можно наблюдать "невооруженным" глазом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно от самих людей (одному скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека могут простоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д.
Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ограничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.
Неформальная группа характеризуется определенной
социально-психологической
В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных группах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатываются определенные правила, нормы поведения, которые создают порядок и режим функционирования неформальных групп.
Групповые нормы и правила являются своеобразным регулятором внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Неформальная группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
Как правило, в неформальной группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что обладает благоприятными для них качествами. Лидер неформальной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов неформальной группы может быть очень значительным.
Неформальная или социально-психологическая
Неформальные отношения между отдельными группами складываются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологической близости, симпатий и антипатий, общественного признания, авторитета.
Неформальная структура трудового коллектива создается личными качествами его членов. Часто неформальные объединения оказывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллектива и на его организационную эффективность.
Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных).
Заключение.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей, от особенности группы. Отношения в группе постоянно меняются. Сначала, на исходном этапе, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относится друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.
Информация о работе Этапы и проблемы формирования коллектива