Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:59, реферат
Цель – раскрыть сущность и специфику этических принципов в психодиагностике.
Цель может быть реализована путем решения следующих задач:
- дать понятие и раскрыть сущность этики психодиагноста;
- проанализировать основные этические принципы в психодиагностике;
- раскрыть другие этические аспекты работы психодиагноста: особые квалификационные требования, личностные качества, морально-этические нормы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие этики в психодиагностике…………………………………………...5
2. Основные этические принципы в психодиагностике………………………..6
3. Другие этические аспекты психодиагностики……………………………….8
3.1. Личностные качества психодиагноста. Квалификационные требования…………………………………………………………………………8
3.2. Морально-этические нормы в психодиагностике………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Заочный факультет
Реферат
Тема: «Этические нормы диагноста».
Выполнила:
студентка гр. 9СКСиТ-91
Жукова А.В.
Проверила:
Татаркина Ю.Н.
доцент, к.с.н.
______________________
Барнаул
2013
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие этики в психодиагностике……………………………………
2. Основные этические принципы в психодиагностике………………………..6
3. Другие этические аспекты психодиагностики……………………………….8
3.1. Личностные качества
психодиагноста. Квалификационные
требования……………………………………………………
3.2. Морально-этические нормы
в психодиагностике………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Одна из уникальных особенностей
современного общественного развития
заключается в ассимиляции
Среди многочисленных аспектов и проблем профессиональной подготовки в области психологии можно выделить два взаимосвязанных и во многом определяющих дальнейшую жизнеспособность и конкурентноспособность специальности. Первый аспект в большей мере связан с успешностью и эффективностью усвоения психологических дисциплин и формированием адекватной современным требованиям научной психологической позиции специалиста. В этом случае возникает проблема предварительного отбора лиц, не только желающих посвятить себя изучению психологии, но и пригодных к работе в сфере "человек-человек".
Второй аспект касается формирования личности, нравственного и духовного облика самого психолога. Доминирующим становится аспект степени принятия и глубины понимания этических норм и принципов. Это связано, прежде всего, с уникальностью объекта психологического воздействия и спецификой технологических приемов, позволяющих глубоко проникать во внутренний мир человека. В последнее время проблема этики в профессиональной деятельности психолога превращается в актуальную и значимую как для самих психологов, так и для тех, кто доверяет им свои проблемы и надеется с их помощью обрести психологический комфорт. Психолог вообще и психодиагностика в частности, как никто другой, максимально тесно соприкасается с индивидуальной, неповторимой душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное прикосновение к душе обратившегося за помощью человека должно быть максимально осторожным и не должно вредить обретению себя, собственному созиданию уникального личного жизненного пути.
Выдвижение проблемы этических аспектов деятельности психодиагноста обусловлено ее актуальностью.
Практическая психодиагностика
– это весьма сложная и ответственная
область профессиональной деятельности
психологов. Она требует соответствующего
образования, профессионального мастерства
и может затрагивать судьбы людей
(когда, например, ставится медицинский
или судебно-психологический
Цель – раскрыть сущность
и специфику этических
Цель может быть реализована путем решения следующих задач:
- дать понятие и раскрыть сущность этики психодиагноста;
- проанализировать основные этические принципы в психодиагностике;
- раскрыть другие этические аспекты работы психодиагноста: особые квалификационные требования, личностные качества, морально-этические нормы.
1. Понятие этики в психодиагностике.
Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.
Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения.[1] В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.
Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, которые мы рассмотрим в следующей главе.
2. Основные этические принципы в психодиагностике.
Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева.Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике. Рассмотрим их подробнее.
1. Принцип ответственности:
предполагает ответственность
2. Принцип компетентности:
предполагает, что психодиагностическое
обследование выполняется
3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной
5. Принцип ненанесения ущерба
предполагает, что результаты психодиагностики
ни в коем случае нельзя использовать
во вред тому человеку, который подвергается
обследованию. Если психодиагностика
проводится в целях конкурсного отбора
или при приеме человека на работу, то
данный принцип применяется вместе с принципом
открытости результатов для обследуемого
который требует информации о том, что
и как у него будет тестироваться, каковы
результаты его обследования, а также
о том, кем и каким образом они будут использованы
для решения его судьбы.
6. Принцип объективности
выводов из результатов
7. Принцип эффективности
предлагаемых рекомендаций
8. Принцип комплексной
диагностики – принцип
3. Другие этические аспекты психодиагностики.
3.1. Личностные качества психодиагноста. Квалификационные требования.
Поскольку психолог, проводя психодиагностическое обследование тесно взаимодействует на испытуемого и может воздействовать на него, он должен обладать определенным личностным качествами.
Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.
К людям, занимающимся психодиагностикой,
предъявляются особые квалификационные
требования. Основные из них следующие:
хорошая теоретическая