Типичными профессионально-личностными
качествами психологов считаются: широта
интересов и независимость взглядов,
готовность к установлению и поддержанию
контактов с людьми, способность
эмоционально притягивать к себе
людей и сохранять самообладание
в процессе общения, стремление к
познанию себя и других, осознание
границ своей профессиональной компетентности,
повышенное чувство ответственности
за собственные действия, слова, обещания,
способность к прогнозированию
последствий различных событий.
Интеллектуальный потенциал психологов
достаточно высок. Доминирующее положение
в нем занимают самостоятельность,
системность и оперативность
мышления. Самостоятельность мышления
всегда считалась одним из важнейших
измерений личности. Для психолога-диагноста
самостоятельность мышления приобретает
особый смысл. Ведь коммуникативное пространство
психодиагноста чрезвычайно широкое и
многоаспектное. Каждый, кто взаимодействует
с псходиагностом (обследуемый и его окружение,
или заказчик), оказывает на него вольное
или невольное воздействие, имеющее самые
различные формы и цели. Сохранение собственной
позиции, настойчивость в ее защите и развитии
определяются способностью ориентироваться
на собственное видение психодиагностической
ситуации, на независимую диагностическую
гипотезу, на свое представление о жизненном
пути обследуемого. [2, 7]
Выраженная гибкость и системность
мышления психолога-диагноста опираются
на имеющийся достаточно большой
объем знаний, на готовность его
использовать в самых различных
вариантах и комбинациях. Существенную
роль гибкость мышления играет при
интерпретации результатов психодиагностического
обследования и написании заключения.
Интерпретация имеющихся сведений
- прежде всего функция синтетических
способностей психолога. Объективный
диагноз вряд ли может быть дан
только на основании информации, полученной
в конкретной психодиагностической
ситуации. Постановка психологического
диагноза требует выхода за ее пределы,
требует поисков аналогий и обобщений.
Л.С.Выготский специально обращал внимание
на то, что установление симптомов никогда
автоматически не приводит к диагнозу.
Исследователь ни в коем случае не должен
допускать экономию за счет мыслей, за
счет творческого истолкования симптомов.
Особого внимания требует Я-концепция
психологов, отражающая состояние реального
сознания, самосознания и самоотношения
личности. Структура и специфика отношений
личности к собственному Я оказывают заметное
регулирующее влияние на все аспекты профессиональной
деятельности, на поведение в формальной
и неформальной обстановке, на установление
межличностных отношений, постановку
и достижение жизненных и профессиональных
целей и тому подобное. Образ Я - важный
внутренний фактор, определяющий профессиональную
пригодность и профессиональное долголетие
психологов. Личностное становление психолога
и формирование должного образа Я связаны
прежде всего с преодолением ряд нравственных
"соблазнов", таящихся в профессии
психолога. Наиболее типичные "соблазны"
могут быть заключаться в следующем:
«Соблазн власти» - психолог не должен
обращать знания психологии в своеобразное
манипуляции людьми, делать их зависимыми
от себя.
«Соблазн ответственности» - психолог
не должен брать на себя ответственность
за судьбу обследуемого. Все свои профессиональные
знания и умения он направляет на формирование
у обследуемого готовности к самостоятельному
принятию решения, готовности отвечать
за себя. Психолог не должен лишать обследуемого
права отвечать за свои действия и поступки,
права совершать собственные ошибки и
преодолевать их.
«Соблазн самокрасования» - психолог
не должен использовать знания психологии
для демонстрации собственного превосходства
над людьми.
«Соблазн следования «методической моде»
- психолог обязан быть в курсе последних
достижений психологии и смежных с ней
научных дисциплин. В то же время он не
должен в погоне за "новинками" игнорировать
глубину и основательность изучения и
диагностических средств.
«Соблазн «воздаяний» - известны результаты
экспериментальных исследований, доказывающих
большую эффективность платных психологических
услуг. Обследуемый, заплатив немалые
деньги, более ответственно относится
к проводимой с ним работе. В то же время
психолог не должен осознанно стремиться
к получению дополнительных вознаграждений
за выполненную диагностику или консультации.
Когда психолог становится бизнесменом,
то ему трудно удержаться от своеобразного
овеществления своего обследуемого. Возможен
этический конфликт между необходимостью
получать гонорар для обеспечения собственного
существования и вести длительную диагностическую
или консультационную оплачиваемую работу.
Он может разрешиться или быть не столь
очевидным и болезненным для самого психолога,
если он сможет понять сам и помочь понять
обследуемому, что психолог получает плату
не за внимание и доброжелательность,
а за время, затраченное на обследование.
«Соблазн чрезмерного экспериментирования»
- не допускается, чтобы психодиагност
для решения собственных исследовательских
задач или ради научных поисков перегружал
психодиагностическое обследование или
увеличивал время. Нежелательно превращение
обследуемого в своего рода статистический
материал и перенос его психологических
проблем на второй план.
«Соблазн эмоционально-соматического
выгорания» - гуманистическая направленность
психологии, доминирование значимость
Я другого человека, а также эмоциональная
вовлеченность в работу не должны мешать
психологу заботиться о своем психическом
и физическом здоровье. Чрезмерное поглощение
проблемами обследуемых, включение в их
решение не только сознания и подсознания,
постоянные дополнительные (часто телефонные)
консультации, отказ от использования
элементарных приемов психогигиены могут
негативно сказаться на психологическом
комфорте самого психолога, на его семейном
благополучии, в конечном счете - на профессионализме.
«Соблазн спекуляции» - необходимость
постановки объективного и надежного
диагноза не защищает обследуемого от
применения по отношению к решению его
проблем неадекватных психодиагностических
методов и методик. Отсутствие общепринятых
критериев эффективности психодиагностического
обследования и мер воздействия за неквалифицированный
диагноз повышает значимость личных требований
к себе самого психодиагноста, значимость
собственной профессиональной совести.
«Соблазн сохранения собственных проблем»
- психодиагност, как и любой другой психолог,
должен внимательно относится к собственным
личностным и профессиональным проблемам,
должен уметь их решать. Помогать другим
людям, не справившись с самим собой, практически
невозможно и даже вредно для тех, кому
психолог пытается оказать психологическую
поддержку. Не всегда это можно сделать
мгновенно и эффективно. В любом случае,
во время психодиагностического обследования
психолог должен сосредоточиться на проблемах
обследуемого, отодвинув собственные.
[10, 11]
3.2. Морально-этические
нормы в психодиагностике.
Обязательным при проведении
психодиагностических мероприятий
является соблюдение следующих морально-этических
норм:
а) человека нельзя подвергать
психологическому обследованию против
его воли или обманным путем (за исключением
случаев судебной, медицинской практики,
оговоренных законом);
б) перед проведением психологического
обследования человека необходимо предупреждать
о том, что в процессе тестирования
он невольно может выдать информацию
о себе, своих мыслях и чувствах,
которую сам не осознает;
в) любой человек, если это
не оговорено законом, имеет право
знать результаты своего тестирования,
а также то, где, кем и как
они могут быть использованы;
г) результаты психологического
обследования предоставляются испытуемому
тем, кто проводил обследование, в
доступной для правильного понимания
форме;
д) при тестировании несовершеннолетних
детей их родители или заменяющие
их лица имеют право знать результаты
тестирования ребенка;
е) если тестирование производится
с целью определения уровня психологического
развития человека, в конкурсном отборе
или при оформлении на работу, то
человек также имеет право
знать не только цели тестирования,
но и то, кем и на какой основе
о нем будут делаться выводы по
итогам тестирования;
ж) основная ответственность
за надлежащее применение на практике
психологических тестов лежит на
психологах, лицах и организациях,
которые ими пользуются.
Психолог обязан сообщать
в региональные или центральные
органы Общества психологов о всех замеченных
им где-либо нарушениях нормативных принципов
психодиагностики. Психолог уполномочен
лично препятствовать некорректному и
неэтичному применению психодиагностики.
[6, 8]
Заключение.
В настоящей работе было
дано понятие этики психодиагноста
и проанализированы основные этические
принципы в психодиагностике а также рассмотрены
такие аспекты как личностные качества
психодиагноста, квалификационные требования
и морально-этические нормы в психодиагностике.
В результате проведения исследования
можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, этика психодиагностического
обследования является очень важным
вопросом в рамках науки и практики
психодиагностики. Но, к сожалению,
в отечественной психодиагностике
пока неоправданно мало внимания уделяется
этическим проблемам, возникающим
в диагностических исследованиях.
Во-вторых, анализ существующих
подходов к этическим проблемам
в психодиагностике позволил выделить
восемь основополагающих принципов: ответственности,
компетентности, конфиденциальности,
обоснованности психодиагностической
методики, ненанесения ущерба, объективности
выводов из результатов тестирования,
эффективности предлагаемых рекомендаций,
комплексной диагностики.
В третьих, соблюдение принципов
этики психодиагноста дополняется
обязательными при проведении психодиагностических
мероприятий морально этическим нормами,
а также важнейшими личностными качествами,
которые помогают психологу воздействовать
с тем, с кем он проводит обследование.
В заключение психологу-диагносту
можно рекомендовать помнить
о том, что во всех своих профессиональных
действиях он следует главному императиву
своего этического кодекса «Не навреди!».
Поэтому соблюдение этих принципов
в работе позволит психодиагносту строить
эффективное взаимодействие с обследуемым,
не нанося ему ущерба, а наоборот, помогая
осознать себя и способствуя гармоничному
формированию его личности.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая
психология. - Екатеринбург, Деловая книга,
2003 г.
2. Анастази А. Психологическое
тестирование. - М., Педагогика, 1999 г., Т.1.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика:
Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. –
351 с.
4. Лещинский Л.А. Деонтология
в практике терапевта. - М., Медицина, 1999
г.
5. Непомнящая Н.И. Психодиагностика
личности: Теория и практика. Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС,
2001. – 192 с
6. Панферов В.Н. Психология человека:
душа и тело, организм и психика, функции
психики. - СПб, БПА, 2001 г.
7. Посохова С.Т., Кривега Е.И.
Особенности Я-концепции психологов на
этапе освоения профессии / Психологические
проблемы самореализации личности - под
ред. Л.А.Головей и Л.А.Коростылевой - СПб,
СпбГУ, 2002 г.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное
и личностное самоопределение. - М..1999 г.
9. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики:
Учебное пособие для студентов педвузов.
– М.: Педагогика, Ростов-на-Дону: Феникс,
1996. – 452 с.
10. Общая психодиагностика /
Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.:
Просвещение, 1987. – 428 с.
11. Психологическая диагностика:
Проблемы и исследования / Под ред.
К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. – 232
с.