Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:52, доклад
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
"Этические
принципы и правила работы
практического психолога
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются ею профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:
1. Принцип ненанесения ущерба
испытуемому. Организация
2. Принцип компетентности
3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
5. Принцип осведомленного
6. Правило взаимоуважения
7. Правило безопасности
8. Правило предупреждения
9. Правило сотрудничества
10. Правило профессионального
11. Правило обоснованности
12. Правило адекватности методик.
Применяемые методики должны
быть адекватны целям
13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
15. Правило
кодирования сведений. Па всех
материалах психологического
16. Правило
контролируемого хранения
17. Правило
корректного использования
/Источник: Вестник образования, №7, 1995./
Этический кодекс психолога-консультанта
Этические нормы
1. Общие нормы
1.1. Границы компетентности
1. Психологи-консультанты
2. Психологи-консультанты
3. В областях деятельности, в
которых еще не выработаны
приемлемые стандарты
4. Психолог-консультант,
5. Психологи-консультанты
1.2. Описание и/или объяснение
результатов психологической
1. В работе с клиентами-
2. Если по каким-либо причинам
(контракт о неразглашении
1.3. Уважение права других оставаться другими
В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.
1.4. Недискриминация
В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, попа, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.
1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов
Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
1.6. Отношение к личным проблемам
1. Психологи-консультанты хорошо
представляют, что их личные проблемы
могут влиять на эффективность
профессиональной деятельности. Поэтому
они избегают тех областей
своей профессиональной
2. Психологи-консультанты
3. Для устранения обнаруженных
внутриличностных препятствий
1.7. Ненанесение вреда
Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.
1.8. Неправильное использование психологических знаний
Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.
1.9. Неправильное использование
психологов-консультантов и
1. Психологи-консультанты не
2. Если психологам-консультантам
становится известно о
1.10. Бартер с клиентами
Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.
1.11. Денежное вознаграждение
Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).
1.12. Ведение
профессиональной и научной
Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.
2. Публичные выступления и публикации
Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).
2.1. Избегание
ложных или неверных
1. Психологи-консультанты
в публичных выступлениях и
публикациях не допускают
2. Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.
2.2. Свидетельства и подтверждения
Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.
3. Тестирование, оценка и вмешательство
3.1. Оценка и диагноз
1. Психологи-консультанты
осуществляют оценивание, диагностические
работы и вмешательство только
в рамках, определенных
2. Психологические
заключения, отчеты, рекомендации и
диагнозы строятся только на
информации, полученной посредством
валидного психологического
3.2. Использование
психологического
1. Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.
2. Психологи-консультанты,
пользующиеся инструментарием,
3. Психологи-консультанты
не допускают
4. Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,
5. Психологи-консультанты
делают все возможное для
Информация о работе Этические принципы и правила работы практического психолога образования