Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:52, доклад

Описание

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

Работа состоит из  1 файл

Этические принципы и правила работы практического психолога образования.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

3.3. Интерпретация  данных 

При интерпретации данных, в том  числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

3.4. Создание тестовых оценок  и интерпретаций 

Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди  других профессионалов, должны точно  указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

3.5. Объяснение полученных результатов 

 

 

 

 

 

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном  им языке, не зависимо от того, кем проводилось  исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

3.6. Обеспечение безопасности психологического  инструментария 

Психологи-консультанты делают все  возможное для сохранения целостности  и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми  обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

 

4. Процедурные нормы 

4.1. Информирование клиента 

1. При установлении профессиональных  отношений между психологом-консультантом  и клиентом необходимо как  можно раньше обсудить то, что  будет происходить во время  сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

 

2. Если в работе психолога-консультанта  участвует супервизор, то этот  факт оговаривается в предыдущем  обсуждении, с указанием фамилии,  имени и отчества супервизора,  если он несет ответственность за данный случай.

3. Психологи-консультанты во избежание  какого-либо непонимания предпринимают  все, чтобы ответить на все  вопросы клиентов о предстоящем  консультировании.

4.2. Осознанное согласие 

1. Психологи-консультанты должны  получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

1. способен дать согласие;

2. получил значимую информацию  относительно всех процедур;

3. дал свое согласие на основе  свободного волеизъявления и  без нажима со стороны; 

4. данное согласие правильно  оформлено. 

2. В тех случаях, когда клиент  официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

3. Дополнительно, психологи-консультанты:

1. информируют недееспособных клиентов  о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями;

2. стараются получить их одобрение; 

3. учитывают личностные пристрастия  и интересы.

4.3. Взаимоотношения с парой и  с семьей 

1. В тех случаях, когда психологи-консультанты  оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить:

1. кто из них является клиентом 

2. какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

 

 

 

 

 

2. Как только психолог-консультант  сталкивается с выполнением потенциально  противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа  и жены и свидетеля одной  из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

4.4. Осуществление работы с клиентами,  курируемыми другими психологами 

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку  в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

4.5. Консультации и взаимодействие  с коллегами 

Психологи-консультанты организуют необходимые  консультации и взаимодействие с  коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

4.6. Прерывание помощи 

1. Психологи-консультанты планируют  возможность продолжения работы  с клиентами в случаях неожиданного  прекращения своих услуг, вызванных  болезнью, потерей работоспособности,  переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

2. Если отношения между клиентом  и психологом-консультантом определяются  контрактом или договором о  найме, то последние в случае  окончания срока действия контракта  или договора предпринимают меры  для последующего оказания помощи клиентам.

4.7. Окончание профессиональных  отношений 

1. Психологи-консультанты не бросают  клиентов.

2. Психологи-консультанты прекращают  свое вмешательство, когда становиться  ясно, что клиент не нуждается  больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

3. Перед прекращением терапии  психолог-консультант выясняет актуальное  состояние клиента и проводит  соответствующую подготовку по  прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения 

5.1. Внепрофессиональные отношения  с клиентами 

1. В ситуациях, когда психологи-консультанты  не могут избежать внепрофессиональных  отношений с клиентами, они  должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.

2. Психологи-консультанты должны  стремиться избегать внепрофессиональных  контактов с клиентами в ситуациях,  способных нанести им вред.

3. Если же в силу обстоятельств  психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

5.2. Сексуальные отношения 

1. Психологи-консультанты уважают  сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.

2. Психологи-консультанты не вступают  в сексуальные отношения с  клиентами, студентами или супервизируемыми.

 

 

 

 

5.3. Консультирование бывших сексуальных  партнеров 

Психологи-консультанты не берут к  себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность 

6.1. Обсуждение ограничений  конфиденциальности 

1. Психологи-консультанты  обсуждают с клиентами и/или  организациями. с которыми они  устанавливают профессиональные отношения:

1. вопросы конфиденциальности;

2. необходимые ограничения  на возможное использование информации, полученной во время работы.

2. Обсуждение вопросов  конфиденциальности должно проходить  на самых ранних этапах психологической  работы.

3. Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

6.2. Сохранение конфиденциальности 

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

1. Для минимизации вторжения  во внутренний мир клиента  психологи-консультанты в письменные  и устные отчеты, заключения и  т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось  профессиональное взаимодействие.

2. Психологи-консультанты обсуждают  конфиденциальную информацию, полученную  от клиентов, студентов, участников  экспериментов, супервизоров только  в соответствии с научными  или профессиональными задачами  и только с теми, кто ясно  представляет границы обсуждения этой информации.

6.4. Обеспечение сохранности и  неприкосновенности собранной информации 

Психологи-консультанты несут ответственность  за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и  сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

6.5. Разглашение  информации 

1. Психологи-консультанты раскрывают  конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на:

1. обеспечение необходимой профессиональной  помощи клиентам;

2. проведение необходимых профессиональных  консультаций;

3. защиту клиентов.

2. Психологи-консультанты могут  разглашать конфиденциальную информацию  при наличии соответствующего  разрешения от клиента. 

3. При консультации с коллегами,  психологи не делятся конфиденциальной  информацией, которая могла бы  привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

 

 

 

 

 

 

6.6. Конфиденциальная информация в базе данных

1. При введении конфиденциальной  информации в базу данных или  в систему записей, которые  доступны людям, в отношении  которых с клиентами не оговаривался  доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

2. Предоставляя записи третьим  лицам, психолог-консультант должен  позаботиться о том, чтобы в  них отсутствовала информация, позволяющая  идентифицировать участников этих записей.

3. Если с носителей информации  невозможно стереть идентифицирующую  участников информацию, психолог-консультант  должен получить от идентифицируемых  участников разрешение на предоставление  этой информации третьим лицам,  в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

6.7. Использование конфиденциальной  информации в обучении, публикациях  и публичных выступлениях 

1. В публикациях, лекциях или  других публичных выступлениях  психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

2. Во время научного или профессионального  общения психологи-консультанты  должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

6.8. Защита записей и данных 

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7. Решение этических вопросов 

7.1. Знание Этического Кодекса 

Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

7.2. Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консультант  самостоятельно не может разрешить  этические вопросы в отношении  своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических  вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

7.3. Противоречия между этическими  нормами и служебными обязанностями 

Если служебные обязанности  психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

7.4. Неформальное устранение этических  нарушений 

В тех случаях, когда психологам-консультантам  становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

 

 

 

 

7.5. Сообщение об этических нарушениях 

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

 

7.6. Необоснованные претензии 

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.

Информация о работе Этические принципы и правила работы практического психолога образования