Этический кодекс психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:38, доклад

Описание

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Работа состоит из  1 файл

этический кодекс психолога.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

  3. Если этическое нарушение не  может быть устранено неформальным  путем, психолог может вынести  проблему на обсуждение методического  объединения (МО), в конфликтных  ситуациях – на этическую комиссию  областного научно-методического совета службы практической психологии образования.

  4. Психолог при рецензировании  материалов, представленных к публикации  на грант или в других целях,  уважает конфиденциальность и  авторские права.

  5. После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне.

8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ  КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ  И РЕЗУЛЬТАТАХ  ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Психолог информирует клиента  о целях и содержании психологической  работы, проводимой с ним, применяемых  методах и способах получения  информации, чтобы клиент мог  принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

  2. В процессе диагностики или  психологического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.

  3. Психолог должен информировать  участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

  4. Для получения согласия клиента  на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.

  5. Заключение по результатам обследования  не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

  6. В ходе обследования психолог  должен выявлять и подчеркивать  способности и возможности клиента.  Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

9. ПРИНЦИП МОРАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО  ЭФФЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  ДЕЙСТВИЙ ПСИХОЛОГА

  1. Психолог должен делать все  возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники  или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.

  2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам заказчика.

  3. При выступлениях в средствах  массовой информации психолог  должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения в общественном мнении или эмоциональном состоянии адресата.

  4. Психолог не должен участвовать  в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.  

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Общие нормы

      1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты  занимаются профессиональной деятельностью  только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты  осуществляют профессиональную  деятельность в новых областях  или используют новые методики  только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В  областях деятельности, в которых  еще не выработаны приемлемые  стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант,  принимая решение, связанное с  профессиональной деятельностью,  должен учитывать свою квалификацию  и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты  наделяют своих подчиненных, супервизируемых  и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться  на основе их компетенции (образования,  опыта, подготовки и т.п.), независимо  от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

      1.2. Описание и/или объяснение результатов  психологической работы

(а) В  работе с клиентами-непрофессионалами  психологи-консультанты используют  понятные для них термины и  объяснения.

(в) Если  по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

      1.3. Уважение права других оставаться  другими 

В своей  профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

       1.4. Недискриминация

В своей  профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации  на основе возраста, попа, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

       1.5. Посягательства на честь и  достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или  унизить честь и достоинство клиентов.

       1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты  хорошо представляют, что их личные  проблемы могут влиять на эффективность  профессиональной деятельности. Поэтому  они избегают тех областей  своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты  обязаны делать все возможное  для распознавания на как можно  более ранних этапах формирования  и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для  устранения обнаруженных внутриличностных  препятствий в осуществлении  своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

      1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить  или уменьшить нежелательные  последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

      1.8. Неправильное использование психологических  знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

      1.9. Неправильное использование психологов-консультантов  • результатов их работы

(а) Психологи-консультанты  не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если  психологам-консультантам становится  известно о неправильном использовании  результатов их работы, они делают  все возможное для устранения  и/или исправления допущенных ошибок.

      1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения  подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку  такая практика является серьезным  источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

      1.11. Денежное вознаграждение

• Вопросы  денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

      1.12. Ведение профессиональном и научной  документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные выступления  и публикации

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные  статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

       2.1. Избегание ложных или неверных  утверждений

(а) Психологи-консультанты  в публичных выступлениях и  публикациях не допускают ложных  и/или неверных высказываний и  не пользуются непроверенной  информацией,

(в) Для  подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

       2.2. Свидетельства и подтверждения

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к  свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка  и вмешательство

      3.1. Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты  осуществляют оценивание, диагностические  работы и вмешательство только  в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические  заключения, отчеты, рекомендации и  диагнозы строятся только на  информации, полученной посредством  валидного психологического инструментария.

       3.2. Использование психологического  инструментария

(а) Используя  любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

Информация о работе Этический кодекс психолога