Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:22, контрольная работа
Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Возникновение психики…………………………………………...5
Глава 2.Стадии развития психики………………………………………….8
Глава 3. Развитие высших форм психики у человека……………………11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………...16
Тема:
«Эволюция развития
психики в филогенезе»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Возникновение психики…………………………………………...5
Глава 2.Стадии развития психики………………………………………….8
Глава 3. Развитие высших форм психики у человека……………………11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………...16
Введение
Эволюционно-
В
самом деле, для того, чтобы понять
природу психики вообще или специфику
психики человека, необходимо дать
ответы на такие вопросы, как, например:
когда и почему в ходе биологической
эволюции возникла психика? — или: как
развивалась и усложнялась
Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии.
Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь здесь — найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.
Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.
В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе. Филогенез (от греч. phýlon – племя, род, вид и ...генез), филогения, историческое развитие организмов. Термин введён немецким эволюционистом Э. Геккелем в 1866. Процесс филогенеза и его закономерности изучает филогенетика. Основной задачей при изучении филогенеза является реконструкция эволюционных преобразований животных, растений, микроорганизмов, установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к которым относятся изученные организмы . Для этой цели Э. Геккель разработал метод «тройного параллелизма», позволяющий путём сопоставления данных трёх наук – морфологии, эмбриологии и палеонтологии – восстановить ход исторического развития изучаемой систематической группы. Привлечение данных эмбриологии для реконструкции эволюционных преобразований организмов потребовало изучения соотношения между их индивидуальным и историческим развитием и уточнения понятия Ф. Английский эволюционист У. Гарстанг в 1922 сформулировал представление о Ф. как о последовательности онтогенезов в следующих друг за другом поколениях, связанных соотношением: родители – дети – внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном, который считал, что Ф. представляет собой «исторический ряд известных (отобранных) онтогенезов». Трактовка Ф. как исторической последовательности онтогенезов, прошедших контроль естественного отбора, позволяет установить процесс развития любой систематической группы. Это зависит от выбора признаков, по которым устанавливается филогенетическая преемственность форм, от наличия данных палеонтологии и от задач исследования. Изучение исторических изменений признаков, характерных для данной систематической группы, позволяет реконструировать Ф. этой группы, однако неравномерность темпов эволюции признаков и неизбежность экстраполяции результатов изучения ограниченного числа признаков на филогенез целостного организма, а затем на филогенез таксона, понижает точность реконструкции филогенез и часто ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции филогенез всё шире привлекаются данные целого ряда биологических наук, например молекулярной биологии, биохимии, генетики, биогеографии, экологии и др.
Эти данные позволяют компенсировать неполноту палеонтологической летописи и уточнить реконструкции филогенеза, полученные классическим методом тройного параллелизма. Особое значение приобретает анализ адаптивного значения филогенетических преобразований. Такой подход позволяет резко повысить достоверность филогенетических реконструкций. Изучение филогенеза служит основой построения естественной системы., развития эволюционной теории и более глубокого изучения отдельных таксономических групп; оно важно для исторической геологии и стратиграфии.
Филогенез различных групп
Глава
1. Возникновение психики
Проблема происхождения психики является самой сложной для науки. Существует много теорий о сущности психики и о ее происхождении. Одни считают, что всей природе присуща психика. Другие - что она может быть только у живых существ. Третьи - что она может быть только у человека. Современная психология считает, что психика возникает у живых существ только на определенном этапе филогенетического развития [13, с, 69].
Возникновение и развитие психики, с точки зрения науки, есть результат длительного приспособления живых организмов к окружающей среде. Живые существа, обладая активностью, могут осуществлять избирательное взаимодействие с окружающей средой. Это необходимо для поддержания жизнедеятельности, в основе которой лежит обмен веществ, происходящий в организме. К веществам, полезным для организма, они приближаются и усваивают их, а от веществ, оказывающих вредное воздей-ствие, отстраняются.
Избирательное поведение простейших организмов связано с появлением особого биологического механизма приспособления - раздражимости. Раздражимость представляет собой особое свойство живых существ избирательно реагировать на жизненно важные воздействия среды посредством поисковых движений, направленных на обнаружение пищевых веществ. Этот биологический механизма приспособления мог обеспечивать существование только лишь простейших живых организмов, обитающих в однородной среде.
Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими.
Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.
На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей.
Примерами тропизмов являются:
Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.
Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой.
Эволюция
психики и поведения
Усложнение
условий жизни (выход из водной среды
на сушу, недостаток пищевых ресурсов
и т.д.) потребовало усовершенствования
форм приспособительного поведения, расширения
отражательных функций и
Появление
чувствительности определило более
высокий, качественно новый уровень
отражения объективной
Глава
2. Стадии развития психики
Гипотезу о стадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее она была уточнена и доработана К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных. Фабри также добавил к описанию психического отражения, сделанного А.Н. Леонтьевым, характеристику эволюции поведения и органов манипулирования у животных, находящихся на разных стадиях и уровнях психического развития.