Эволюция развития психики в филогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Возникновение психики…………………………………………...5
Глава 2.Стадии развития психики………………………………………….8
Глава 3. Развитие высших форм психики у человека……………………11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

зоопсихология готова.docx

— 37.39 Кб (Скачать документ)

     Согласно  гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри, развитие психики животных прошло через три стадии и шесть уровней (табл. 1). 

 

Таблица 1. – Стадии и уровни развития психики  и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и  К.Э. Фабри)

Стадии  и уровень развития психики Характеристика  психики и поведения Виды живых  существ, находящихся на данной стадии (данном уровне) развития
Стадия  элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень.

Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высший уровень.

Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов

А. Наличие раздражимости: четкие реакции на биологически значимые раздражители через изменение направления и скорости движений. Отсутствие сформированной способности реагировать на биологически нейтральные раздражители (чувствительности). Слабая, нецеленаправленная двигательная активность 

Б. Развитая чувствительность: наличие четких реакций  на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль

А. Простейшие одноклеточные организмы. Многие низшие многоклеточные организмы, обитающие в водной среде 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

Стадия  перцептивной психики
А. Низший уровень.

Отражение внешней действительности в форме  образов предметов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высший уровень.

Складывание определенной «картины мира»

А. Образование  двигательных навыков. В поведении преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные навыки сложны и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. Развитое защитное поведение 

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые  млекопитающие)

Стадия  интеллекта
А. Низший уровень.

Способность решать задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность к научению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации 

Б. Высший уровень.

Наличие двухфазного интеллекта. Выделение  в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно-исследовательской  фазы

А. Развитие исследовательских  форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук 
 

Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и исползование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения

А. Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны 
 
 
 
 
 
 

Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины

 

     Стадия  интеллекта человекоподобных обезьян  представляет собой верхнюю границу  развития психики животных. Далее  начинается качественно новый этап в истории развития психики –  сложный и длительный процесс  историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Развитие высших форм психики у человека 

     Развитие  психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.

     Улучшение психических процессов, говоря словами  Л.С. Выготского, превращает эти процессы из низших в высшие психические функции. Становление человека как личности приводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных мотивов поведения и потребностей.

     Ускоренному развитию познавательных процессов  людей способствовали три фактора  развития человеческой культуры: изобретение  языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.

     С помощью орудий труда человек  получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.

     Такие орудия, как копье, топор, нож и  молоток, одновременно служили и  той и другой цели.

     Совершенствование орудий труда и познания, а также  выполняемых с их помощью действий и операций в свою очередь привело  к преобразованию функций человеческой руки. Благодаря этому рука, поначалу выполнявшая двойную роль: передвижения в пространстве и манипулирования  предметами, – со временем превратилась в самое тонкое и точное из всех человеческих орудий. Ею были созданы  практически все предметы материальной культуры.

     На  примере руки глаз человека «научился» точно познавать окружающий мир, а мозг – оценивать его.

     С расширением знаний о мире возросли возможности человека, и он приобрел способность быть относительно независимым  в своей жизни и деятельности от случайных капризов природы, научился умело использовать ее законы и изобрел средства защиты от непогоды: жилище и одежду.

     Наконец, человек научился по своему разумению  изменять природу, приспосабливая ее к  своим нуждам, и в конечном счете изменился и сам.

     Предметы  материальной и духовной культуры, создаваемые и совершенствуемые многими поколениями, передавались из поколение в поколение, каждое из которых вносило свой вклад  в их расширение и улучшение.

     Опыт, накопленный предыдущими поколениями, не утрачивался, а сохранялся людьми, передаваясь от человека к человеку за счет совершенствования средств связи и знаковых систем. Наряду с естественными языками, на которых говорили люди в процессе повседневного общения друг с другом, появились и искусственные языки, которые использовались в отдельных, специализированных видах деятельности. Данных языков оказалось достаточно для того, чтобы записывать и сохранять практически весь ценный человеческий опыт. Благодаря этому каждому новому поколению людей уже не приходилось, как вновь родившемуся поколению животных, всему учиться заново; достаточно было с помощью системы образования, пользуясь языками и соответствующими записями, воспроизвести и освоить опыт предшествующих поколений людей.

     Со  временем изменился и механизм передачи опыта: знаний, способностей, умений и  навыков – по наследству. Теперь человеку не нужно было изменять генетический аппарат, анатомию и физиологию собственного организма для того, чтобы подняться  на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея пластичный мозг, способный  к научению, подходящий анатомо-физиологический аппарат, воспользоваться достижениями человеческой материальной и духовной культуры, созданными предшествующими поколениями людей.

     В орудиях труда, в предметах материальной и духовной культуры через механизм социального наследования стали  передаваться и совершенствоваться следующими поколениями способности  людей, причем все это происходило  уже без изменения генотипа человека.

     Антропология, сравнительная анатомия, физиология и генетика показывают, что этот процесс активизировался со времени  появления неандертальского человека, т.е. примерно 300 тыс. лет назад. Он радикально ускорился и пошел еще более  быстрыми темпами в исторический период существования людей, приблизительно 50-60 тыс. лет назад.

     Со  временем человек создал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Такие вещи стали ему  служить средством удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей, порождая в свою очередь  новые потребности.

     Одновременно  с этим шел непрерывный процесс  развития способностей, как специальных, так и общих. Не случайно завершившийся XX в. продемонстрировал систематическое  повышение за каждые десять лет уровня общего интеллектуального развития человечества примерно на 3%, а за одно столетие – почти на треть, причем это произошло за время жизни  всего лишь двух-трех поколений современных  людей.

     Одним из самых значительных изобретений  человечества, оказавшим ни с чем  не сравнимое воздействие на психологическое развитие людей, стало изобретение и усовершенствование языков (если говорить шире – знаковых систем, предназначенных для отображения, записи и сохранения информации).

     Они дали толчок к развитию наук и искусств, всех без исключения областей человеческой деятельности.

     Появление письменной символики позволило  записывать, сохранять и воспроизводить из поколения в поколения полезную информацию. Отпала необходимость ее полного сохранения в голове человека.

     Память  людей чрезвычайно расширилась  за счет использования разнообразных  знаковых систем и средств записи, исчезла опасность безвозвратной  утраты информации в случае ее забывания  отдельными людьми.

     Особо значимые, выдающиеся достижения в  совершенствовании способов записи, средств хранения, воспроизведения  и передачи информации, которые пришлись на последние десятилетия XX в., привели к началу новой научно-технической революции, которая продолжается и в наше время. Это изобретение радиотелефона, средств электронной связи и Интернета.

     В связи с этим человечество сейчас, вероятно, находится на пороге нового подъема в своем психическом  развитии, связанного с освобождением  человека от рутинных дел и направлением его интеллекта и энергии на решение  таких задач, как раннее предупреждение и лечение болезней, увеличение продолжительности  жизни, более глубокое проникновение  в тайны мира, в том числе  и за пределами земной цивилизации. 
 

 

      Заключение 

     Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

     Развитие  психики у животных проходит ряд  этапов:

  1. Стадия элементарной сенсорной психики.
  2. Стадия перцептивной психики.
  3. Стадия интеллекта.

     С появлением человека начинается история  новой ступени психики – история  развития человеческого сознания.

     Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим  переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом  был связан с переходом живой  материи, не обладающей психикой, к  материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики  животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих  для всех людей знаний о мире.

     В данный момент истории сознание людей  продолжает развиваться, причем это  развитие, по-видимому, идет с известным  ускорением, вызванным ускоренными  темпами научного, культурного и  технического прогресса. Такой вывод  можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются. 
 

 

      Список использованной литературы 

1.  Выготский, Л.С. Психология. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. – (серия «Мир психологии»)

2.  Немов, Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. – (Основы наук)

3.  Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.

4.  Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)

5.  Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.

6.  Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.

7. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с. 

8. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996 

9. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1994. 

10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1996.

Информация о работе Эволюция развития психики в филогенезе