Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:22, контрольная работа
Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Возникновение психики…………………………………………...5
Глава 2.Стадии развития психики………………………………………….8
Глава 3. Развитие высших форм психики у человека……………………11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………...16
Согласно
гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри,
развитие психики животных прошло через
три стадии и шесть уровней (табл. 1).
Таблица 1. – Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровень развития психики | Характеристика психики и поведения | Виды живых существ, находящихся на данной стадии (данном уровне) развития |
Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший
уровень.
Примитивные
элементы чувствительности. Развитая
раздражимость Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление челюстей как важнейшего органа манипулирования. Способность к формированию элементарных условных рефлексов |
А. Наличие раздражимости:
четкие реакции на биологически значимые
раздражители через изменение направления
и скорости движений. Отсутствие сформированной
способности реагировать на биологически
нейтральные раздражители (чувствительности).
Слабая, нецеленаправленная двигательная
активность Б. Развитая чувствительность: наличие четких реакций на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Способность избегать вредные воздействия среды, вести активный поиск положительных биологически значимых раздражителей. Главное значение имеют жесткие, врожденные программы поведения, а индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни, играет несущественную роль |
А. Простейшие одноклеточные
организмы. Многие низшие многоклеточные
организмы, обитающие в водной среде Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
Стадия перцептивной психики | ||
А. Низший
уровень.
Отражение
внешней действительности в форме
образов предметов Б. Высший уровень. Складывание определенной «картины мира» |
А. Образование
двигательных навыков. В поведении преобладают
ригидные, генетически запрограммированные
компоненты. Двигательные навыки сложны
и разнообразны: ныряние, ползание, ходьба,
бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный
поиск положительных раздражителей в
окружающей среде и умелое избегание вредных
воздействий. Развитое защитное поведение Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению |
А. Рыбы и другие
низшие позвоночные, а также (отчасти)
некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие
и головоногие моллюски). Насекомые Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
Стадия интеллекта | ||
А. Низший
уровень.
Способность
решать задачи, ориентируясь на отношения,
существующие между предметами. Хорошо
развитая способность к научению. Перенос
вновь приобретенного опыта в новые условия
и ситуации Б. Высший уровень. Наличие
двухфазного интеллекта. Выделение
в интеллектуальной деятельности особой,
ориентировочно- |
А. Развитие исследовательских
форм поведения с широким использованием
ранее приобретенного опыта. Выделение
специализированных органов манипулирования
предметами: лап, рук Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и исползование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения |
А. Высшие млекопитающие.
Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины |
Стадия
интеллекта человекоподобных обезьян
представляет собой верхнюю границу
развития психики животных. Далее
начинается качественно новый этап
в истории развития психики –
сложный и длительный процесс
историко-эволюционного
Глава
3. Развитие высших форм
психики у человека
Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.
Улучшение психических процессов, говоря словами Л.С. Выготского, превращает эти процессы из низших в высшие психические функции. Становление человека как личности приводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных мотивов поведения и потребностей.
Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развития человеческой культуры: изобретение языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.
С помощью орудий труда человек получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.
Такие орудия, как копье, топор, нож и молоток, одновременно служили и той и другой цели.
Совершенствование орудий труда и познания, а также выполняемых с их помощью действий и операций в свою очередь привело к преобразованию функций человеческой руки. Благодаря этому рука, поначалу выполнявшая двойную роль: передвижения в пространстве и манипулирования предметами, – со временем превратилась в самое тонкое и точное из всех человеческих орудий. Ею были созданы практически все предметы материальной культуры.
На примере руки глаз человека «научился» точно познавать окружающий мир, а мозг – оценивать его.
С расширением знаний о мире возросли возможности человека, и он приобрел способность быть относительно независимым в своей жизни и деятельности от случайных капризов природы, научился умело использовать ее законы и изобрел средства защиты от непогоды: жилище и одежду.
Наконец, человек научился по своему разумению изменять природу, приспосабливая ее к своим нуждам, и в конечном счете изменился и сам.
Предметы материальной и духовной культуры, создаваемые и совершенствуемые многими поколениями, передавались из поколение в поколение, каждое из которых вносило свой вклад в их расширение и улучшение.
Опыт,
накопленный предыдущими
Со временем изменился и механизм передачи опыта: знаний, способностей, умений и навыков – по наследству. Теперь человеку не нужно было изменять генетический аппарат, анатомию и физиологию собственного организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея пластичный мозг, способный к научению, подходящий анатомо-физиологический аппарат, воспользоваться достижениями человеческой материальной и духовной культуры, созданными предшествующими поколениями людей.
В орудиях труда, в предметах материальной и духовной культуры через механизм социального наследования стали передаваться и совершенствоваться следующими поколениями способности людей, причем все это происходило уже без изменения генотипа человека.
Антропология, сравнительная анатомия, физиология и генетика показывают, что этот процесс активизировался со времени появления неандертальского человека, т.е. примерно 300 тыс. лет назад. Он радикально ускорился и пошел еще более быстрыми темпами в исторический период существования людей, приблизительно 50-60 тыс. лет назад.
Со
временем человек создал и усовершенствовал
множество вещей, не имеющих аналогов
в природе. Такие вещи стали ему
служить средством
Одновременно
с этим шел непрерывный процесс
развития способностей, как специальных,
так и общих. Не случайно завершившийся
XX в. продемонстрировал
Одним из самых значительных изобретений человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое воздействие на психологическое развитие людей, стало изобретение и усовершенствование языков (если говорить шире – знаковых систем, предназначенных для отображения, записи и сохранения информации).
Они дали толчок к развитию наук и искусств, всех без исключения областей человеческой деятельности.
Появление письменной символики позволило записывать, сохранять и воспроизводить из поколения в поколения полезную информацию. Отпала необходимость ее полного сохранения в голове человека.
Память
людей чрезвычайно расширилась
за счет использования разнообразных
знаковых систем и средств записи,
исчезла опасность
Особо значимые, выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, средств хранения, воспроизведения и передачи информации, которые пришлись на последние десятилетия XX в., привели к началу новой научно-технической революции, которая продолжается и в наше время. Это изобретение радиотелефона, средств электронной связи и Интернета.
В
связи с этим человечество сейчас,
вероятно, находится на пороге нового
подъема в своем психическом
развитии, связанного с освобождением
человека от рутинных дел и направлением
его интеллекта и энергии на решение
таких задач, как раннее предупреждение
и лечение болезней, увеличение продолжительности
жизни, более глубокое проникновение
в тайны мира, в том числе
и за пределами земной цивилизации.
Заключение
Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Развитие психики у животных проходит ряд этапов:
С
появлением человека начинается история
новой ступени психики –
Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
В
данный момент истории сознание людей
продолжает развиваться, причем это
развитие, по-видимому, идет с известным
ускорением, вызванным ускоренными
темпами научного, культурного и
технического прогресса. Такой вывод
можно сделать на основании того,
что все процессы, описанные выше
в основных направлениях преобразования
сознания, существуют и усиливаются.
Список использованной
литературы
1. Выготский, Л.С. Психология. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. – (серия «Мир психологии»)
2. Немов, Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. – (Основы наук)
3. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.
4. Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)
5. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
6. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.
7. Сорокун П.А. Основы
психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
8. Столяренко Л.Д.
Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону,
"Феникс", 1996
9. Титченер Э. Учебник
психологии. М., 1994.
10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1996.