Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:07, контрольная работа
Работа выполнена для понимания роли кадровых функций в деятельности руководителя.
Рассмотрим основные функции службы управлением персонала.
1.Введение
2. КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
3. Назначение и эволюция служб управления персоналом в организациях
4. Внутренняя структура и степень самостоятельности службы персонала в организации
5. Основные задачи и функции службы управления персоналом
6. Права службы управления персоналом
7. Взаимодействие службы персонала с другими подразделениями организации
8. Профессиональный портрет менеджера по персоналу
9. Оценка деятельности службы управления персоналом
10.Вывод
3. Основные задачи и
функции службы управления
Задачи службы управления персоналом формулируются согласно основной цели ее деятельности и, как правило, закрепляются в Положении об этом подразделении (отделе). Цель службы: обеспечение организации работниками, способными реализовать организационную стратегию в настоящее время и с учетом ее изменения в перспективе. В укрупненном варианте задачи службы сводятся к следующему:
– разработка и реализация кадровой политики организации в соответствии с современными концепциями управления человеческими ресурсами, правовыми и этическими нормами и с учетом внутрифирменных стандартов;
– формирование и обновление информационно-аналитической базы для принятия организационных решений по вопросам управления персоналом;
– обеспечение безопасных условий достойного труда, адаптации в организации, мотивации и развития персонала организации.
Функции службы управления персоналом определяются поставленными перед ней задачами:
– участие в разработке и реализации целей и политики организации в сфере управления персоналом;
– осуществление прогнозных и плановых расчетов потребности в персонале. Разработка планов и программ обеспечения организации персоналом, его движения, развития и высвобождения;
– участие в проектировании рабочих мест, осуществление маркетинговых мероприятий по поиску и привлечению кандидатов на найм, осуществление (первичной или окончательной) оценки их профессиональной и личностной пригодности;
– разработка и реализация программы адаптации новых работников в организации;
– участие в подготовке и реализации компетентного подхода к управлению персоналом (разработка пакета индивидуальных компетенций работников, диагностики их наличия, приобретения и оценивания);
– организация развития работников посредством обучения (отбор персонала для обучения, выбор преподавательского состава, форм и методов обучения и контроля его результативности, определение затрат);
– участие в разработке планов профессионального и должностного продвижения сотрудников, организация их реализации в организации;
– формирование кадрового резерва на замещение руководящих должностей и организация работы по развитию входящих в его состав работников;
– организация процедуры оценки деятельности работников в организации в соответствии с разработанными в организации стандартами и категорией аттестуемого персонала;
– участие в разработке и совершенствовании организации оплаты труда и стимулирования персонала организации (разработка/выбор форм и систем оплаты труда, компенсационного пакета);
– организация процедуры по выявлению состояния удовлетворенности персонала работой в организации (разработка анкет, выбор форм опроса, обработка информации, определение динамики), участие в решении задач, обеспечивающих уменьшение расхождений между реалиями и ожиданиями сотрудников;
– мониторинг и обеспечение социального равновесия в подразделениях организации: разработка и реализация мер по формированию психологического климата, предотвращению случаев моббинга и боссинга в организации. Обеспечение соблюдения норм трудового законодательства в работе с персоналом;
– организация защиты жизни и здоровья сотрудников. Участие в мониторинге условий труда, организации профилактических медицинских обследований и диспансеризации сотрудников, разработке действенных мероприятий по выявлению и лечению алкогольной и наркотической зависимости;
– реализация социальных функций в работе с персоналом (участие в организации питания, работе библиотеки, медпункта, спортивно-оздоровительных подразделений и др.);
– проведение постоянного мониторинга рынков труда, делового и профессионального образования, основных конкурентов и системных партнеров организации;
– повышение эффективности работы персонала на основе рационализации модели, структуры и штата службы персонала, управления дисциплиной;
– постоянное совершенствование форм и методов управления персоналом на основе использования новых технологий осуществления документооборота, унификации документации по кадровому делопроизводству, оперативности в профильной (кадровой) осведомленности работников и кандидатов на вакансии;
– реализация представительских функций во внешних организациях, связях с общественностью, средствах массовой информации по вопросам, являющимся профильными для подразделения.
4. Права службы управления персоналом
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе и дающих возможность действовать, поступать определенным образом, в том числе предъявлять требования и осуществлять контроль. Определение прав службы персонала означает, что существует обозначенное функциональное поле внутри предприятия и за его пределами, действовать в котором служба может согласно узаконенным предписаниям, обязательным для соблюдения ее работниками, а также персоналом других подразделений.
Права службы управления персоналом:
1) право вносить руководству предложения по совершенствованию деятельности организации, других структурных подразделений: о поощрении или применении в установленном порядке предусмотренных законом дисциплинарных мер к сотрудникам организации, виновным в нарушении законодательства; решений органов управления организации, приказов и распоряжений высшего руководства и иных нормативных актов организации;
2) право участвовать в подготовке стратегии, политики, перспективных плановразвития организации, формировании ее бюджетов;
3) право привлекать к работе в пределах утвержденного бюджета консультантов, физических и юридических лиц с заключением договоров подряда;
4) право запрашивать необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач кадрового подразделения; необходимые документы в пределах установленного регламента и утвержденных форм;
5) право контролировать подбор, расстановку и рациональное использование работников, состояние трудовой дисциплины в подразделениях организации.
5. Взаимодействие службы
персонала с другими
Эффективность деятельности службы персонала в значительной степени зависит от успешности ее контактирования с другими отделами и подразделениями хозяйствующего субъекта. Характер и периодичность взаимодействия могут быть разными в различных организациях. Сценарий взаимодействия должен быть определен, в соответствующем порядке согласован и утвержден (табл. 1).
Таблица 1 Вариант взаимодействия
службы персонала с другими подразделениями
организации
С подразделениями
организации служба персонала может
иметь постоянные взаимодействия или
осуществлять их по мере необходимости.
Например, с руководителями подразделений
менеджер по персоналу может
В этом случае
задачей подразделения-
6. Профессиональный портрет менеджера по персоналу
Традиционно обязанностью менеджера по персоналу является исполнение трех основных функций – линейной, координационной и кадровой (сервисной).
Являясь основной в деятельности менеджера по персоналу, линейная функция заключается в реализации линейных полномочий внутри управляемого им подразделения: определение, направление действий персонала кадровой службы и контроль достигаемых результатов. В случае выполнения службой социальных задач линейные функции менеджера по персоналу распространяются на работников организационного общепита, медсанчасти, библиотеки, спортивных сооружений и др. Согласно своему должностному статусу менеджер по персоналу обязан осуществлять коммуникации с высшим руководством организации по всем вопросам, связанным с занятыми в ней работниками. Это означает, что задействование в отборе кандидатов новых «непопулярных» методов, опрос сотрудников на предмет удовлетворенности трудом, проведение тренингов и другие мероприятия согласовываются с топ-менеджментом и осуществляются с его согласия. Такое положение дел способствует продвижению действий, по поводу которых могут возникать конфликты с руководителями функциональных подразделений и служб, сотрудниками.
Под координационной функцией подразумевается достижение целесообразных соотношений между действиями, осуществляемыми по поводу персонала, согласованности между ними, приведение их в соответствие с ожидаемым результатом. Координирование деятельности работников может быть определено так же, какфункциональный контроль.
Кадровые (сервисные) функции – это обслуживание менеджеров структурных подразделений предприятия: оказание им помощи в поиске и оценке кандидатов на освободившуюся или новую вакансию, эффективное использование занятого персонала: развитие, оценка успешности, вознаграждение, построение карьеры, увольнение, осуществление процедур, связанных с жалобами и трудовыми отношениями.
Сфера
ответственности менеджера по персоналу
включает следующие направления: реализация
компетентного подхода в
Профиль
должностной пригодности
– профессиональных (знание и способность к дальнейшему совершенствованию своей профессиональной сферы, готовность выступать советником (консультантом) по вопросам, относящимся к должности, осуществлять презентацию, в том числе на иностранном языке, области деятельности, акцентируя наиболее важные и «выигрышные» ее аспекты и результаты; знание актуальной ситуации предприятия на рынке и специфики окружающей среды, ее значения для дальнейшего развития, знание общих и специфических концепций, методов и инструментов выполнения задач в своей профессиональной сфере и др.);
– процессных (планирование и управление трудового процесса, оценка ситуации и принятие решения, создание инноваций, ориентация на клиента и качество, принятие во внимание связей предприятия и др.);
– руководящих (делегирование заданий и контрольных функций сотрудникам, реализация реалистичных стратегии и целей; действия, ориентированные на затраты и результат, и др.);
– методических (аналитическое мышление, использование информационных и коммуникационных технологий, способность к модерации и др.);
личностно-социальных (
Портрет менеджера по персоналу может быть разработан в форме, представленной на рис. 2 (версия одного из российских предприятий).
7. Оценка деятельности службы управления персоналом
формирование системы показателей оценки результативности службы персонала:
а) определение объективных и субъективных критериев оценки (рис. 3);
Рис. 3
Критерии оценки службы управления персоналом
б) определение прямых и косвенных показателей результативности службы персонала:
Собственно экономическая
– показатели эффективности (отношение стоимости рабочей силы к получаемому результату);
– стоимость оцениваемой программы на одного работника.
Степень удовлетворенности работников:
– удовлетворенность работников деятельностью службы (обучением, профессиональным и должностным продвижением, системой вознаграждения и мотивации и т. д.);
– удовлетворенность работника своей работой.
Косвенные показатели эффективности работы службы персонала:
– текучесть кадров;
– абсентеизм – количество самовольных невыходов на работу;
– брак (например, по причине низкого качества материалов);
– частота заявок о переводе на другие работы;
– количество жалоб;
– безопасность труда и частота несчастных случаев и рабочего травматизма.
Показатели эффективности
– показатель производительности на единицу сырья, одного работника или единицу заработной платы;
– расходы и иные результаты при проведении специальных программ и инициатив;
– навыки работников, лояльность, моральный климат в коллективе;
– скорость бизнес-процессов до и после нововведений.
Показатели эффективности
– оценка инвестиций в HR-подразделения = расходы службы персонала/ операционные расходы;
– оценка инвестиций в HR-подразделения = расходы службы персонала/ количество работников;
– показатель отсутствия на рабочем месте = прогулы + количество сотрудников, уволившихся неожиданно;
– показатель удовлетворенности = число сотрудников, удовлетворенных своей работой, выраженное в процентах;
Информация о работе Кадровые функции в управленческой деятельности