Как строить публичные выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:20, реферат

Описание

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Понятие публичного выступления ……………………………………………….4
Подготовка к выступлению ……………………………………………………….7
Начало выступления ………………………………………………………………11
Как завоевать и удержать внимание аудитории …………………………………13
Как завершить выступление ………………………………………………………19
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

Как строить публичные выступления Надточий.docx

— 41.90 Кб (Скачать документ)

  Начало выступления

     И вот вы на трибуне. На вас смотрят  десятки глаз. Не волнуйтесь, помните  слова известного русского судебного  деятеля А.Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.

     Не  начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых  движений, они моментально отвлекают  слушателей от существа выступления  и вызывают разные ассоциации, часто  далекие от содержания речи. Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным  психологическим фактором, который  оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели  оценивают: как вы одеты, как вы держитесь  на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

     В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту вступления, следует  сделать начальную паузу. Пауза  позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к  разговору.

     Первая  фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это  отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой  интонации. А если нет, тогда ему  лучше вообще не брать слово.

     Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным  наполовину".

     Первое  впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что  время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить  перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части  выступления.

     Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее  предыдущей. На практике приходится нередко  сталкиваться с обратным — эффектное  поражающее воображение начало и "серое" продолжение. Подобрать один яркий  пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо  сложнее организовать все изложение.

     После начальной паузы и приветствия  обычно в зале еще ощущается некоторое  напряжение, подобное тому, которое  бывает, когда в комнату входит посторонний человек. "Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?" - думают присутствующие. Представьте  теперь, что вошедший заговорил официальным  тоном, стоит как деревянный и  ни на кого не смотрит. Что делают в  таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят  себе какое-нибудь занятие. Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный  контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" выступлений, существует множество.

     Выбор варианта зачина — увлекательная  творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный  контакт с аудиторией. Домашние заготовки  желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые  М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления. Другой беспроигрышный вариант  — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно  чувствовать меру.

     Неопытные ораторы часто начинают с извинений  за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать  внимание собравшихся и т.п. Это  самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в  тему.

Как завоевать и удержать внимание аудитории

     С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению  ко многим выступающим. Очень часто  все становится ясно уже после  первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

     Именно  поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят  о "личности оратора", о том, что  от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного  оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать  в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с  аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и  т.д. Это вопрос стратегии.

     И здесь, прежде всего, важно помнить  о видах внимания аудитории. В  том случае, когда внимание возникает  независимо от воли, сознания, говорят  о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда: человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него; либо, в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; или, например, действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

     Непроизвольное  внимание не утомляет, так как оно  возникает "само" и не требует  нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

     Сосредоточиваясь  на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

     Если  внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без  всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это — проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример — ораторы древности, которых слушали по 5—6 часов).

     Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как  именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и  витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением  присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без  прикрас, более деловым.

     Контакт со слушателями устанавливается  в откровенной и дружеской  манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности  или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать  состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

     Довольно  часто употребляемое обращение "уважаемые  присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод  о том, что слушатели всего  лишь "присутствующие". Обращение  не обязательно в начале речи, его  можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных  местах оно служит для улучшения  контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

     Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его  правильно употребить, нужны еще  некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

     Кроме того, очень важна настроенность  на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь  к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и  т.д.). Перед неоднородным составом аудитории  говорить гораздо труднее.

     К сожалению, не многие ораторы могут  перенастраивать себя на различные  составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

     Нужно всегда ставить себя в положение  слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно  не только представить слушателя, но и почувствовать его.

     Каковы  эти люди, которые меня слушают? Что  они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь  в открытую дверь?

     Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю  это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые  относятся к нему самому.

     Обычно  вступление способно захватить и  увлечь слушателей. Но как сохранить  и поддержать их внимание в течение  всего выступления, чтобы, как справедливо  замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?

     Важнейшее условие поддержания внимания к  выступлению — его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

     Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать  культурно-образовательный уровень  слушателей, их жизненный опыт. Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

     Не  остаются равнодушными слушатели и  к доверительности, когда оратору  удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

     Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению  и разговору. Манера изложения проявляется  в позе, жестикуляции, выражении  лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить  слушателей.

     Многие  начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы  руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".

     Нельзя  руки держать в карманах, это говорит  о плохих манерах. К тому же, держа  руки в карманах, вы не сможете научиться  пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

     По  мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться  или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и  Вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

     Лучше всего, когда поза при выступлении  спокойная, а жесты свободные  и естественные, а не небрежные  и вызывающие. Когда слушатель  видит перед собой мечущуюся  фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать  ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

     При этом необходимо считаться со следующими правилами.

     1. Около 90% жестов необходимо делать  выше пояса. Жестикуляция ниже  пояса часто имеет значение  неуверенности, неудачи, растерянности.

     2. Локти не должны находиться  ближе чем на 3 см от корпуса.  Меньшее расстояние будет символизировать  незначительность и слабость  вашего авторитета.

     3. Жестикулируйте обеими руками. Самое  трудное — начать пользоваться  жестами, которые вы считаете  приемлемыми.

     Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь  пользоваться ими.

     Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность  оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к  ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда  нет в сердце у тебя того, что  сходит с языка".

     Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы  слушатели успевали следить за ходом  мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность  задать вопрос. Нужно помнить, что  человек активно может слушать  в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое  отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

Информация о работе Как строить публичные выступления