Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа
По программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «ЗЕРЕК БАЛА» раскрыты содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 3 – 5 лет.
Программа направлена на сохранение физического и психического здоровья младших дошкольников, на решение задач формирования у детей ключевых компетентностей как основного показателя развития детей, применения накопленного опыта в различных жизненных ситуациях.
При
рассмотрении симптомов кризиса
трех лет отмечали, что внутренняя
перестройка происходит по оси социальных
отношений. Мы указывали, что негативную
реакцию, которая проявляется у
ребенка 3 лет, надо отличать от простого
непослушания; упрямство, которое проявляется
как черта кризиса, также должно
быть резко отличаемо от настойчивости
ребенка.
1 Негативная реакция
появляется с той минуты, когда ребенку
безразлична ваша просьба или даже ему
хочется желать то, о чем его просят, а
он все- таки отказывается. Мотив отказа,
мотив поступка заложен не в содержании
самой деятельности, к которой вы его приглашаете,
а в отношениях к вам.
2 Негативная реакция
проявляется не в отказе ребенка от поступка,
который вы просите сделать, а в том, что
вы его просите.
Точно также и с упрямством.
Матери, жалуясь на трудных детей, часто
говорят, что они упрямы, настойчивы. Но
настойчивость и упрямство - разные вещи.
Если ребенку хочется чего – нибудь достигнуть,
и он настойчиво этого добивается, здесь
нет ничего общего с упрямством. При упрямстве
ребенок настаивает на том, чего ему не
так уж сильно хочется, или совсем не хочется,
или давно перестало хотеться, чтобы это
соответствовало Виле требования. Ребенок
настаивает не по содержанию желания,
а потому что он это сказал, то есть здесь
выступает социальная мотивировка.
Так называемое семизвездие
симптомов кризиса обнаруживает: новые
черты всегда связаны с тем, что ребенок
начинает мотивировать свои поступки
не содержанием самой ситуации, а отношениями
с другими людьми.
Что существенно перестраивается во время
кризиса? Социальная позиция ребенка по
отношению к окружающим людям, к авторитету
матери, отца. Происходит также кризис
личности - «я», т. е. возникает ряд поступков,
мотив которых связан с проявлением личности
ребенка, а не с данным мгновенным желанием,
мотив дифференцирован от ситуации. Проще
говоря, кризис протекает по оси перестройки
социальных взаимоотношений личности
ребенка и окружающих людей.
Теперь вкратце расскажем
о так называемом втором поясе симптомов,
т. е. о последствиях основных симптомов,
об их дальнейшем развитии. Второй пояс
симптомов в свою очередь делится на две
группы. Одна - это симптомы, которые вытекают
как следствие из установки ребенка на
самостоятельность. Благодаря изменениям
социальных отношений ребенка, его аффективной
сферы, всего, что наиболее для него дорого,
ценно, что затрагивает его самые сильные,
глубокие переживания, ребенок вступает
в целый ряд внешних и внутренних конфликтов,
и мы имеем очень часто дело с невротическими
реакциями детей. Эти реакции носят болезненный
характер. У невропатических детей именно
в кризисе трех лет мы нередко видим появление
невротических реакций, например энурез,
т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, привыкший
к опрятности, при неблагополучном течении
кризиса часто возвращается в этом отношении
к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный
сон и другие невропатические симптомы,
иногда резкие затруднения в речи, заикание,
крайнее обострение негативизма, упрямства,
так называемые гипо-булические припадки,
т. е. своеобразного вида приступы, которые
внешне напоминают припадки, но по сути
дела не являются болезненными припадками
в собственном смысле слова (ребенок трясется,
бросается на пол, стучит руками, ногами),
а представляют собой крайне заостренные
черты негативизма, упрямства, обесценения,
протеста, о которых мы уже говорили.
«Все поведение ребенка
приобретает черты протеста, как будто
ребенок находится в состоянии войны с
окружающими, в постоянном конфликте с
ними, » - писал Выготский Л. С. Он указывал,
что во время упрямства, ребенок выступает
как трудновоспитуемый. Ребенок, недоставлявший
забот и трудностей, теперь выступает
как существо, которое становится трудным
для взрослых [15]. Благодаря этому создается
впечатление, что ребенок резко изменился
на протяжении короткого времени. Выготский
Л.С. считает, что этот кризис, способствует
появлению новых положительных качеств
у ребенка, способствует его развитию.
Островская Л.Ф. пишет,
что к трем, пяти годам ребенок упрям, поскольку
проявляет заметную настойчивость в осуществлении
своих желаний и его нелегко переубедить.
Известна педантичность детей этого возраста,
стремление к порядку, определенному расположению
вещей, месту за столом, времени укладывания.
Упрямство здесь связано с изменением
жизненного стереотипа, которое вызывает
чувство беспокойства или протест, расстройство
настроения и капризность. Постоянство
окружающей среды для ребенка, как и определенная
последовательность (ритуал) его действий,
создаст чувство безопасности, изначальной
уверенности в себе, являясь необходимой
предпосылкой для формирования целостного
чувства "я Кряжева Н. Л. определяет
упрямство, как отрицательную реакцию
ребенка на требования, действия взрослых.
У самых маленьких детей это может выражаться
в нежелательной настойчивости. Например,
полуторагодовалый ребенок упорно хочет
завладеть привлекшим его внимание предметом.
Никакие «нельзя» не его не останавливают.
Когда же предмет убирают, скажем, в ящик
письменного стола, ребенок пытается открыть
его, стучит кулачком по крышке стола и
упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены
обычно заканчиваются слезами . Она считает,
что упрямство проявляется в основном
с избалованными детьми, привыкшими к
чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
Кряжева Н. Л. пишет: «Следует предостеречь
воспитателей от распространенной ошибки:
нередко упрямство путают с настойчивостью.
С внешней стороны их выражение в поведении
ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное
проявление, а настойчивость – положительное
качество, которое, безусловно требует
поддержки .»
А меньшей степенью проявления
упрямства Кряжева Н. Л. считает капризы.
Склонность к капризам связана с возрастными
и психофизическими особенностями детей:
чем младше ребенок, тем ярче у него выражены
процессы возбуждения, а в связи с этим
импульсивность, несдержанность. Внешние
капризы выражаются в возбужденном эмоциональном
состоянии ребенка, беспричинной смене
желаний, которые, с точки зрения взрослого,
лишены смысла. Однако в капризах детей
есть своя логика.
Капризными часто называют
своенравного ребенка, привыкшего добиваться
своих целей вопреки желаниям старших.
Добиваясь своих целей, у ребенка закрепляются
следующие негативные черты: вздорность,
эгоистичность, неуживчивость. Капризность
– это не врожденная черта. Капризность
свойственна детям более слабым, зависимым
от взрослых, неуверенным в себе, с заниженной
самооценкой. Обычно это изнеженные, беспомощные
дети, которые не овладели необходимыми
умениями и не могут достичь цели другими
способами, кроме капризов и нытья.
Островская Л. В. считает,
что разобраться в причинах упрямства
– значит подобрать ключ к ребенку, к его
созидательной и творческой активности.
Главное в работе с упрямыми детьми –
это смотреть на них непредвзятыми глазами,
пытаться увлечь их интересным заданием
и игрой – всем тем, что создало бы условия
для адекватной возрасту реализации возможностей,
потребностей и интересов и послужило
бы поводом для своевременного одобрения
и похвалы. Тогда из упрямства вырастают
как из детских штанишек. Если же упрямство
представляет серьезную проблему для
родителей, осложняя отношения с детьми,
то полезно дать несколько советов.
Захаров А.И. выявил несколько причин возникновения
упрямства. У большинства людей деятельность
обоих полушарий носит взаимообусловленный
и взаимодополняющий характер. Впрочем,
есть и односторонне, левополушарно ориентированные
люди - математики, программисты и лингвисты.
Есть и правополушарно ориентированные
- музыканты, художники и артисты [16]. Это
бывает не всегда; исключений, как мы знаем
хватает.
Самый первый, а потому
самый трудный "пик капризов" приходится
на возраст 2 - 5 лет. Конечно, все семьи
с той или иной долей успешности, набив
кучу шишек и попортив нервы, с проблемой
капризов в конечном итоге справляются.
Но правильно ли мы ведем себя в этот период?
И как можно выйти из него с минимальными
(прежде всего для ребенка) потерями?
В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием "Я сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме "нет" и "не хочу", становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять наши требования. И ведет он себя при этом крайне, на наш взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих.
Существует несколько основных причин детских капризов. Во-первых, ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, например, у него что-то болит, но сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствует и понимает взрослый . Во-вторых, капризничая, малыш, возможно, просто хочет привлечь к себе ваше внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, внимания, вашей любви, наконец. В третьих, ваш ребенок, вероятно, уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от вас всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться. Это верный сигнал того, что вам не хватает твердости в борьбе с детскими капризами. Но твердость вовсе не означает категоричность и авторитарность. Необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены [17]. Малыш в этом возрасте вполне способен понять, что не все в этом мире подчиняется его желаниям. И в ваших силах объяснить ему это.
И наконец - вариант четвертый, самый распространенный, на котором мы остановимся подробнее в силу того, что многие родители просто не подозревают о его существовании, объясняя капризы ребенка первыми тремя причинами. И - как следствие - неправильно себя ведут, только усугубляя ситуацию. Очень часто капризами ваш ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это тем более естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, стремясь привычно диктовать малышу все его поступки. При этом мы руководствуемся самыми лучшими побуждениями, ведь мы знаем "как надо". Но в этом возрасте ребенок способен уже критично оценивать это "надо", оно для него далеко не всегда очевидно. Именно поэтому лучше спокойно объяснить ребенку, почему вы именно этого от него хотите, чем требовать безусловного послушания. Ведь очень часто малыш реагирует именно на категоричный тон запрета, не оставляющего ему никаких альтернатив для проявления самостоятельности, а не на сам смысл. Многочисленные исследования психологов показывают, что ребенку уже с раннего возраста для гармоничного развития необходим определенный баланс между опекой (запретами) и свободой. Он должен чувствовать, что его не только опекают, но и дают ему право самостоятельного выбора, уважают его. Многие родители, уверенные, что придерживаются демократического стиля воспитания, на самом деле ведут себя прямо противоположным образом. Такие "заботливые" мамаши буквально шагу не дают ступить своим чадам самостоятельно: "Туда не ходи", "Это не трогай", "Здесь не играй!". Всегда ли необходимо оберегать малыша от неприятностей? Ваш ребенок не кукла и не кусок глины и во многом творит себя сам, нравится вам это или нет. Ему необходимо все узнать и все попробовать самому , а без набивания шишек это не получится. Гораздо полезнее объяснить ребенку, как надо поступать в той или иной ситуации и какие последствия его ждут в случае того или иного поступка, а не запрещать все подряд. И пусть он сам сделает выбор. Не бойтесь этого. Гораздо больше, чем настойчивое упрямство, вас должно насторожить безоговорочное послушание малыша.
Подчас во многих семьях чрезмерная строгость диктуется интересами родителей, которым послушное дитя доставляет меньше хлопот. Ведь всегда удобнее, если ребенок тих, спокоен, сидит в уголке и никому не мешает, не отвлекает взрослых вопросами и просьбами поиграть. Но каким вырастет такой малыш?
Переступив
трехлетний порог самостоятельности
под названием "Я сам", ребенок
хочет распространить ее на все, а
мы своими нотациями, запретами и
наставлениями препятствует ему, ущемляем
его хоть маленькое, но человеческое
достоинство. И в который раз,
даже не заметно для себя, но ощутимо
для него, показываем, что он - "ничто",
а мы - "над ним". И малышу
остается только возгласом несогласия
утверждать свое Я. Упрямство - это своеобразная
защитная реакция ребенка, протест
против ущемления его
Таким
образом, можно сделать вывод, что
упрямства и капризы
возникновения.
2
Особенности проявлений капризов и упрямств
у старших дошкольников
2.1
Содержание капризов и
Ребенок
первых лет жизни сохраняет
Тогда ребенок будет для них упрямым, что, однако, отражает лишь субъективную оценку его ответного поведения. Оно может быть вовсе не капризом, а реальной необходимостью, защитой от чрезмерных и не всегда продуманных требований взрослых [19]. Через несколько месяцев проблема упрямства не возникла бы, так как прогрессирующее психическое развитие ребенка и его осознанное отношение к предлагаемым действиям позволили бы ему самому стремиться к опрятности.
Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и сценичности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом психического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств. Например, некоторые дети неузнаваемо меняются во время болезни, когда для них все плохо и все не так, все раздражает. Процедуры они делать не хотят, лекарства пьют насильно, а все дело в том, что они не могут примириться с невозможностью чувствовать себя свободно и непринужденно, как это было до болезни.
Наблюдения
показывают, что чаще на неискоренимое
упрямство своих детей жалуются родители,
которые либо не хотели раньше иметь ребенка,
либо его пол не соответствовал их ожиданиям.
Как правило, требования таких родителей
не сопровождаются уважением, признанием,
помимо обязанностей, и прав ребенка. Наиболее
«вредными» с точки зрения матерей оказываются
мальчики, похожие на отцов, если с последними
у матерей напряженные отношения. Тогда
мать непроизвольно переносит свое раздражение
на сына, обвиняя его в злостном упрямстве
и физически наказывая за малейшую провинность.
Так она компенсирует свое недовольство
во взаимоотношениях с отцом. Данная ситуация
возможна только в случае доминирования
матери в семье. Если в семье уже есть дочь,
которая похожа на мать, то положение этих
мальчиков при занятости отца или блокировании
его семейной роли является особенно тяжелым.
Несмотря на свой исключительно «вредный»
характер, они производят впечатление
заброшенных, печальных и боязливых, часто
болеют, мочатся по ночам или страдают
бронхиальной астмой. В данном случае
упрямство — это миф, созданный матерью,
результат конфликта матери с отцом, жертвой
которого стал ребенок. Его единственная
вина состоит в том, что он некстати появился
на свет и слишком походит на нелюбимого
мужа. В другом семейном варианте упрямство
возникает как следствие неразрешимого
конфликта родителей, их противостояния
друг другу без уступок и кардинальных
перемен. Ребенок настолько пропитывается
атмосферой негативизма, что начинает
вести себя аналогичным образом, не усматривая
в этом ничего плохогоКак матери,так и отцы,считающие
своих детей упрямыми, излишне волнуются
по поводу тех или иных затруднений в отношениях
с ними и аффективно застревают на этих
проблемах, вместо того чтобы разрешить
их конструктивным, рациональным образом.
Более того, родители часто сами оказываются
упрямыми, не отвечав своевременно на
просьбы, будучи вечно занятыми, раздраженными
или равнодушными к внутреннему миру и
переживаниям своих сыновей и дочерей.Мы
рассмотрели возрастные и психологические
стороны упрямства, но есть еще и физиологическая
и болезненные стороны, которые следует
рассмотреть отдельно.Иногда упрямство обусловлено
Чаще
всего наблюдается
Родители, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать или бить ребенка. Но это дает только кратковременный эффект типа толчка с последующим еще более выраженным торможением.Упрямство на данной стадии развития невроза представляет, по существу, защитное торможение мозга, предохраняющее его в известной мере от истощения. Торможение более характерно для детей с флегматическим темпераментом и так не быстрых, обстоятельных, которым нужно определенное время для «раскачки», но затем которых трудно остановить, они могут продолжать начатое дело, даже если в этом нет особой необходимости. Заострение при неврозах черт флегматического темперамента под влиянием излишней стимуляции, понуждений и опять же безоговорочных требований родителей создает феномен «флегматизма вдвойне» — состояние общей заторможенности и вялости.
У детей с наиболее распространенным сангвиническим темпераментом одновременно существуют повышенная возбудимость и тормозимость. В чем-то они становятся чрезмерно быстрыми, торопливыми, говорливыми и непоседливыми, в чем-то излишне заторможенными, вялыми и сонливыми. Вместе это порождает неустойчивость настроения, капризность, своеволие и упрямство, являющиеся фактически симптомами развивающегося невротического заболевания. Возникающие в дальнейшем фазовые состояния коры головного мозга уже безотносительны к темпераменту ребенка, что свидетельствует о большей тяжести нервных расстройств.
Информация о работе Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста