Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:11, реферат
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
К основным целям карьеры относятся:
высокая заработная плата, получаемая работником с более возвышенным статусом;
1.Типы и этапы карьеры
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
К основным целям карьеры
относятся:
высокая заработная плата, получаемая
работником с более возвышенным статусом;
власть, дающая человеку возможность
управлять другими людьми и ассоциирующаяся
с силой, могуществом, высоким социальным
статусом;
благоприятные условия для труда и существования
, независимость, возможность жить так,
как хочется, не обращая внимания на окружающих;
высокий уровень компетентности, то есть
знаний, умений и навыков, — то, как является
основанием для уважения со стороны других
людей;
компромисс между личными и профессиональными
потребностями, например, между достаточно
высоким, но не ведущим положением на работе
и возможностью вести насыщенную личную
(в частности, семейную) жизнь.
Карьеру — траекторию своего служебного
движения — человек строит сам, сообразуясь
с особенностями внутри- и внеорганизационной
реальности и главное — со своими собственными
целями, желаниями и установками.
Можно выделить несколько принципиальных
траекторий движения человека в рамках
профессии или организации, которые приведут
к разным типам карьеры.
1. Профессиональная карьера
— рост знаний, умений, навыков. Профессиональная
карьера может идти по линии специализации
углубления в одной, выбранной в начале
профессионального пути, линии движения)
или транспрофессионализации (овладение
другими областями человеческого опыта,
связанное, скорее, с расширением инструментария
и областей деятельности).
2. Внутриорганизационная карьера — связана
с траекторией движения человека в организации.
Она может идти по линии:
• вертикальной карьеры — должностной
рост;
• горизонтальной карьеры — продвижение
внутри организации, например работы в
разных подразделениях одного уровня
иерархии;
• центростремительной карьеры — продвижение
к ядру организации, центру управления,
все более глубокое включение в процессы
принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер
по персоналу должен учитывать этап карьеры,
который он проходит в данный момент.
Это может помочь уточнить цели профессиональной
деятельности данного сотрудника, степень
динамичности и главное — специфику индивидуальной
мотивации.
Описание этапов карьеры в таблице 1
Таблица 1
Потребности человека на этапе карьеры
Этапы карьеры |
Возрастной период |
Краткая характеристика |
Особенности мотивации (по А. Маслоу) |
1.Предварительный |
До 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание. Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
2.Становление |
До 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, независимость |
3.Продвижение |
До 45 лет |
Профессиональное развитие |
Социальное признание, самореализация |
4.Завершение |
После 60 лет |
Подготовка к переходу |
Удержание социального признания |
5.Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Предварительный этап
Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.
Этап становления
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой заработной плате.
Этап продвижения
Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения
Этап завершения
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап
На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.
Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности
Наиболее операциональной для
данной цели считается типология
личностей Дж. Голланда (табл. 2).
Таблица 2
Типология личностей Дж. Голланда
Тип личности |
| ||
1.Реалистический |
Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами | ||
2. Исследовательский |
Ориентация на поиск | ||
3. Артистичный |
Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию | ||
4. Социальный |
Ориентация на взаимодействие с людьми | ||
5. Предпринимательский |
Ориентация на влияние на людей | ||
6. Конвенциональный |
Ориентация на манипулирование данными, информацией |
2.Фазы развития профессионала
Этап карьеры (как точка на временной
оси) не всегда связан с этапом профессионального
развития. Человек, находящийся на этапе
продвижения, в рамках другой профессии
может не быть еще высоким профессионалом.
Поэтому важно разделять этап карьеры
(временной период развития личности)
и фазы развития профессионала (периоды
овладения деятельностью).
В соответствии с фазами развития профессионала
различают: оптант (фаза оптации). Человек
озабочен вопросами выбора и вынужденной
перемены профессии и делает этот выбор.
Точных хронологических границ здесь,
как и в отношении других фаз, быть не может,
поскольку возрастные особенности задаются
не только физиологическими, но и многоаспектными
условиями культуры;
адепт (фаза адепта). Это человек, уже
вставший на пуп, приверженности профессии
и осваивающий ее. В зависимости от профессии
это может быть и многолетний, и совсем
кратковременный процесс (например, простой
инструктаж);
адаптант (фаза адаптации, привыкания
молодого специалиста к работе). Как бы
ни был налажен процесс подготовки того
или иного профессионала в учебном заведении,
он никогда не подходит «как ключ к замку»
производственной работе;
интернал (фаза интернала). Опытный работник,
который любит свое дело и может вполне
самостоятельно, все более надежно и успешно
справляться с основными профессиональными
функциями, что признают товарищи по работе,
по профессии;
мастер (продолжающаяся фаза мастерства).
Работник может решать и простые, и самые
трудные профессиональные задачи, которые,
быть может, не всем коллегам по плечу;
авторитет (фаза авторитета, как и фаза
мастерства, суммируется также с последующей).
Мастер своего дела, уже хорошо известный
в профессиональном кругу или даже за
его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости
от принятых в данной профессии форм аттестации
работников он имеет те или иные высокие
формальные показатели квалификации;
наставник (фаза наставничества). Авторитетный
мастер своего дела, в любой профессии
«обрастает» единомышленниками, перенимателями
опыта, учениками.
3.Планирование карьеры
Одно из направлений кадровой
работы в организации, ориентированное
на определение стратегии и этапов развития
и продвижения специалистов, планирование
карьеры.
Это процесс сопоставления потенциальных
возможностей, способностей и целей человека
с требованиями организации, стратегией
и планами ее развития, выражающийся в
составлении программы профессионального
и должностного роста.
Перечень профессиональных и должностных
позиций в организации (и вне ее), фиксирующий
оптимальное развитие профессионала для
занятия им определенной позиции в организации,
представляет собой карьерограмму, формализованное
представление о том, какой путь должен
пройти специалист для того, чтобы получить
необходимые знания и овладеть нужными
навыками для эффективной работы на конкретном
месте.
Планированием карьеры в организации
могут заниматься менеджер по персоналу,
сам сотрудник, его непосредственный руководитель
(линейный менеджер). Основные мероприятия
по планированию карьеры, специфичные
для разных субъектов планирования
Субъект планирования |
Мероприятие по планированию карьеры |
Сотрудник |
Первичная ориентация и выбор
профессии |
Менеджер по персоналу |
Оценка при приеме на работу |
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) |
Оценка результатов труда |
4.Условия карьеры
Продвижение по службе определяется
не только личными качествами работника
(образование, квалификация, отношение
к работе, система внутренних мотиваций),
но и объективными.
Среди объективных условий карьеры:
• высшая точка карьеры — высший пост,
существующий в конкретной рассматриваемой
организации;
• длина карьеры — количество позиций
на пути от первой позиции, занимаемой
индивидуумом в организации, до высшей
точки карьеры;
• показатель уровня позиции — отношение
числа лиц, занятых на следующем иерархическом
уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом
уровне, где находится индивидуум в данный
момент своей карьеры;
• показатель потенциальной мобильности
— отношение (в некоторый определенный
период времени) числа вакансий на следующем
иерархическом уровне к числу лиц, занятье
на том иерархическом уровне, где находится
индивидуум.
В зависимости от объективных условий
внутриорганизационная карьера может
быть перспективной или тупиковой — у
сотрудника данной организации может
быть либо длинная карьерная линия, либо
очень короткая.
Менеджер по персоналу уже при приеме
кандидата должен спроектировать возможную
карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя
из индивидуальных особенностей и специфики
мотивации. Одна и та же карьерная линия
для разных сотрудников может быть и привлекательной,
и неинтересной, что существенным образом
скажется на эффективности их дальнейшей
деятельности.
В последнее время большинство предприятий
особое внимание уделяет планированию
карьеры своих сотрудников, ведь правильное
использование внутреннего кадрового
потенциала становится более выгодным,
чем привлечение персонала со стороны
(извне) — это связано с необходимостью
как включения нового сотрудника м корпоративную
культуру, так и обязательной доподготовки
сотрудника к началу работы в организации,
поскольку все большее значение приобретает
специализация, задаваемая спецификой
конкретной внутрифирменной технологией.