Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:45, реферат
Основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд — один из первых психологов, обративших внимание на проблему изучения детства. Изначально психоанализ развивался как исключительно практическое направление, как метод лечения, но вскоре он стал богатым источником психологических фактов. Нельзя было не заметить огромную роль детства, детских переживаний во всей дальнейшей жизни человека.
Характеризуя общие направления умственного развития, X.Вернер выделяет следующие показатели функционального и структурного изменения этого процесса. Это переходы от синкретичности к дискретности; от диффузности к отчетливости; от ригидности к гибкости и от лабильности к стабильности. Синкретичность, например, X.Вернер видит во многих исходных примитивных системах умственной жизни: и в области эмоциональных процессов в период младенчества, и в области восприятия, и в процессах воображения, и в функционально недифференцированных субъект-объектных отношениях. Развитие, или ортогенез, по X.Вернеру, заключается в возрастании функциональной дискретности, отчетливости, гибкости и стабильности как внутри системы, так и между системами.
Используя перечисленные формальные черты общего направления развития, X.Вернер пытается дать сравнительную оценку уровней развития, чтобы показать, на относительно примитивном или довольно развитом уровне действует организм. Такая оценка должна включать в себя по крайней мере три фактора: определение наиболее характерных показателей процесса развития; определение системы действий, которые составляют анализируемое явление; анализ формы частной умственной операции, вовлеченной в создание явления. Согласно идеям X.Вернера, диагноз нельзя построить только на основе наблюдений за частными проявлениями в диапазоне способностей данного организма. Любое психологическое явление при научном рассмотрении должно классифицироваться на основе целостной перспективы развития организма. Его место отнюдь не неизменно. Если возникает новая перспектива в развитии, тогда одно и то же умственное явление может быть приписано самым различным уровням. Это означает, что деятельность ребенка, необразованного взрослого или шизофреника нельзя отождествлять с деятельностью людей на примитивных стадиях развития; нельзя также считать деятельность взрослого (образованного нормального человека) соответствующей теоретически более развитым стадиям развития.
Сравнительный анализ умственного развития позволил X.Вернеру выделить три стадии умственного развития в прогрессивном конструктивизме биопсихологической эволюции. Это – сенсомоторное, перцептивное и умственное [235] развитие.
X.Вернером ясно не обозначаются ни теоретические границы между этими стадиями, ни формальные критерии для установления границ стадий. Однако подчеркивается порядок их следования от предшествующих стадий сенсомоторного развития до их конечной кульминации в стадию созерцательных, умственных операций. Ортогенетическая взаимосвязь трех основных стадий такова, что наиболее развитые созерцательные системы иерархически интегрируют более примитивные сенсомоторные и интуитивные системы, при развитости всех трех систем в организме.
Основная теоретическая задача, решаемая X.Вернером, – раскрыть сравнительное развитие каждой психологической стадии от ее наиболее примитивного появления до наиболее совершенных умозрительных форм. Согласно взглядам X.Вернера, процесс развития – это переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному. Таков основной ортогенетический принцип X.Вернера, из которого следует, что:
Из ортогенетического принципа следуют также некоторые важные стратегические идеи относительно исследования психического развития.
Эволюция и
взаимовлияния изложенных выше теоретических
концепций и методов
Информация о работе Классический психоанализ Зигмунда Фрейда