Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:04, реферат
Цель реферата – изучение классификации мышления и характеристики их видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к определению понятие «мышление».
Изучить основные мыслительные операции (сравнение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и конкретизацию).
Рассмотреть классификацию видов мышления и провести сравнительный анализ их характеристик.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Понятие мышление как познавательного процесса…………………….........5
2. Основные виды умственных операций ……………………………………..10
3. Классификация и характеристика видов мышления ………….…................18
Заключение………...……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………...……………………………….…23
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра социальной психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
по психологии и педагогике
тема «Классификации мышления и характеристика их видов»
Нижний Новгород
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие мышление
как познавательного процесса……
2. Основные виды умственных операций ……………………………………..10
3. Классификация и характеристика видов мышления ………….…................18
Заключение………...……………………………………
Список литературы…………………………...…………………
Введение
Актуальность темы. Мышление относительно поздно стало предметом психологического исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода – самонаблюдения. Сейчас психология располагает целым комплексом объективных научных методов – от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тестирования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий, их моделирования. Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка. Трактуется вопрос об определении предмета психологии мышления в трудах А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и П.Я.Гальперин. Тема до конца не изучена по - этому она актуальна.
Цель реферата – изучение классификации мышления и характеристики их видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой теме; методы обобщения и сравнения; теоретический анализ, синтез.
Мышление – это высший познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности [4.C.307].
Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемой ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление
как отдельный психический
Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях [9.C.345].
Исторически изменялись формы мышления человека. Это изменение связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами, и немыслимо в отрыве от предмета исчисления, на просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?». Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «теологический» характер[10.C.521].
С развитием общества мышление эволюционирующим и все более переходим к обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени.
Теоретическое понятие мышления – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований [11.C.457].
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себе цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие объекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются [8.C.158] .
Представители |
Понятие «мышление» |
Артёмов А.С. |
Мышление – способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли [1C.193]. |
Гамезо М.В., Домашенко И.А. |
Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности) [2.C.160]. |
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л.,Печеркина А.А. |
Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится [3.C.137]. |
Еникеев М.И |
Мышление – это высший познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности [4.C.307]. |
Маклаков А.Г. |
Мышление — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций [5.C.263]. |
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. |
Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества [6.C.451]. |
Немов Р.С. |
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового [7.C.446]. |
Рубинштейн С.Л. |
Мышление. Опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. Мышление. - это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности [11.C.292]. |
Проанализировав понятие «мышление» можно выделить следующие: по мнению Артёмова А.С. мышление – способность человека связывать образы, представления и понятия. Гамезо М.В., Домашенко И.А. считали что мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л.,Печеркина А.А. под мышлением подразумевали процесс познавательной деятельности индивида, процесс моделирования отношений внешнего мира. Еникеев М.И. считал что мышление – высший познавательный процесс, преобразование действительности. Маклаков А.Г. понимал под мышлением процесс переработки информации. По мнению Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. мышление – это психический процесс отражение действительности, высшая форма творческой активности. Немов Р.С. считал мышление как высшую форму познавательной деятельности человека. По мнению Рубинштейна С.Л. мышление это – обобщенное познание объективной реальности, отображение связей и отношений между объектами [1,2,3,4,5,6,7,11].
Из анализа понятий «мышление» можно сформулировать определение. Мышление – это способность человека, процесс познавательной деятельности и переработки информации, психический процесс и обобщенное познание.
2. Основные виды умственных операций
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция [5.C.314].
Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются.
Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Следует отметить, что именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства. Например, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим.
Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями: непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки. Например, ребенок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отметками на косяке двери.
Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Например, совершенно неправильно сравнивать расстояния до двух различных объектов, используя для определения расстояния в одном случае метры (или километры), отделяющие вас от объекта, а в другом — время, которое вам потребуется, чтобы до него дойти. Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых предметов. Например, сравнивая географические зоны, нельзя говорить о том, что зона пустыни и зона леса отличаются друг от друга тем, что в пустыне водятся верблюды, а в лесу их пет. Пригаком сравнении мы легко можем допустить ошибку, не указав основные существенные признаки сравниваемых предметов. В приведенном примере ошибка заключается в том, что основное отличие между сравниваемыми географическими зонами состоит в разнице климата, географическом положении и т. д. Поэтому для того, чтобы операция сравнения была осуществлена успешно, необходимо избегать одностороннего (неполного, по одному признаку) сравнения и стремиться к многостороннему (полному, по всем признакам) сравнению. Нельзя останавливаться на поверхностном сравнении предметов и явлений. Объективное сравнение всегда возможно лишь при глубоким анализе существенных признаков.
В качестве иллюстрации ошибок, которые мы допускаем при поверхностном сравнении, приведем следующий пример. Обнаружив сходство предметов по какому-либо одному или нескольким признакам, мы часто допускаем мысль о том, что это сходство будет присутствовать и при сравнении по другим признакам сравниваемых предметов или явлений. В подобных случаях мы выполняем умозаключение по аналогии. Так, исходя из того, что форма лунных гор сходна с формой земных вулканов, было высказано мнение о том, что и причины возникновения лунных гор сходны с причинами возникновения земных вулканов. Однако при использовании аналогии нас часто могут поджидать ошибочные умозаключения. Например, вы могли наблюдать случай, когда ребенок поливает из лейки своего щенка или котенка. При этом он исходит из умозаключения, что, поскольку цветы растут тогда, когда их поливают, то для того, чтобы подрос щенок или котенок, его надо поливать.
Невольно возникает вопрос: «От чего зависит достоверность умозаключений по аналогии?» Достоверность умозаключений по аналогии зависит от того, насколько взаимообусловлены между собой признаки, которые мы наблюдаем в сравниваемых предметах. Так, формы всех земных вулканов похожи друг на друга потому, что они имеют одинаковое происхождение, т. е. форма вулканов и их происхождение взаимообусловлены.
Информация о работе Классификации мышления и характеристика их видов