Классификации мышления и характеристика их видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Цель реферата – изучение классификации мышления и характеристики их видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к определению понятие «мышление».
Изучить основные мыслительные операции (сравнение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и конкретизацию).
Рассмотреть классификацию видов мышления и провести сравнительный анализ их характеристик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Понятие мышление как познавательного процесса…………………….........5
2. Основные виды умственных операций ……………………………………..10
3. Классификация и характеристика видов мышления ………….…................18
Заключение………...……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………...……………………………….…23

Работа состоит из  1 файл

изменение.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона Д. Менделеевым [3.C197.].

Основная задача практического  мышления – подготовка физического  преобразования действительности: постановка цели, создание плана проекта, схемы.

Эмпирическое  мышление – характер обобщений в одном случае научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А.Пономаревым, Л.Л.Гуровой и др.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний  мир, регулируется логическими законами, а артистическое мышление связано с реализацией желаний человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного  мышления, основанного на степени  новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Заключение

Анализ основных подходов к определению «мышление» показал что: всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себе цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие объекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.

Изучив основные мыслительные операции можно выделить следующие: сравнение операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются. На протяжении всей жизни человек постоянно использует анализ и синтез. Данные операции по своей сути могут быть практическими и теоретическими (умственными). При этом следует иметь в виду, что анализ и синтез, как умственные операции, всегда связаны с другими мыслительными действиями. С помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Следует отметить, что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов.

Рассмотрев классификацию  видов мышления и проведя сравнительный  анализ их характеристик, выделяем следующие: все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названые виды мышления не уступают друг другу. Мыслительный процесс является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. Характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Артёмов А.С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958.C.450.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999.C.397.

3. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005.C.368.

4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.:Проспект, 2009. С.560.

5. Маклаков А. Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.С.576.

6. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П.Большой психологический словарь. Изд. 3-е., 2002. С. 630.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,Кн.1: Общие основы психологии 2002.C.688.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии Изд. "Педагогика", Москва 1973. С.424.

9. Рубинштейн С.Л. Психология. Словарь. М., 2000. С.659.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. T.1. / Сост. А.В. Брушлинский, – Спб.: Питер, 2003.C.712.

11. Рубинштейн С.Л. Большой Энциклопедический словарь. М.; СПб. 2003. С. 537.




Информация о работе Классификации мышления и характеристика их видов