Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:29, реферат
Широким признанием во многих западноевропейских странах, а также в США, пользуется теория «инфантильносексуальных комплексов» З. Фрейда. Согласно этой теории, в раннем детском возрасте появляется ряд влечений, которые не кажутся ребенку недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер (влечение девочки к отцу, мальчика — к матери) или аутоэротические влечения (мастурбация), гомосексуальные влечения. В процессе воспитания ребенок узнает о порочности, о запретности этих влечений, и они вытесняются в «бессознательное» и подвергаются амнезии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Условия развития невроза………………………………………………………..5
Истерический невроз……………………………………………………………..6
Неврастения…………………………………………………………………….....9
Вегетоневроз……………………………………………………………………..10
Ипохондрический невроз…………………………………………...…………..11
Депрессивный невроз…………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………...14
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
имени М.А. Шолохова
Факультет психологии
Реферат по клинической психологии
на тему:
Классификация и основные проявления неврозов.
Современные представления об их причинах
Выполнила: студентка Рыбакова Т.В.
Курс 3/5, Группа 2.
Проверил: проф. Яковлев В.А.
Москва, 2011г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Условия развития невроза………………………………………………………..
Истерический невроз……………………………
Неврастения…………………………………………………
Вегетоневроз………………………………………………
Ипохондрический невроз…………………………………………...………….
Депрессивный невроз……………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Невроз является реакцией личности на трудную, часто не разрешимую для него ситуацию. В целом в основе возникновения неврозов находится невротический конфликт, т.е. такое отношение личности к конкретной ситуации, которое делает невозможным и «непосильным» её рациональное решение.
Причина невроза - психическая травматизация личности.
Психотравмирующая
ситуация оказывает патогенное воздействие
при наличии определённых условий,
прежде всего — особенностей личности.
Ведущими среди этих особенностей являются
гиперактуализация неблагоприят
Значимость информации для данного индивидуума не зависит от качественной, семантической стороны сообщения. Поэтому насмешка по поводу внешности или сообщение об измене мужа может явиться тяжелой физической травмой для одного человека и совсем «пустым звуком» для другого. У частного предпринимателя может развиться картина невроза при виде пожара, который уничтожает его имущество. Невроз вызван не самим пожаром. Ведь если бы горело имущество его соперника, у него бы не развился невроз. Болезнь вызвана огнем, который несет информацию о наступающей нищете. Но если горящее имущество застраховано на определенную сумму, то невроз также не разовьется.
Потребности человека, его воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы, влияние социальной среды, умение находить рациональный выход из сложных жизненных ситуаций определяют «значимость», а в связи с этим и «патогенность» для человека той или иной информации, влияют на характер психической переработки, которой эта информация подвергается. Для возникновения болезни огромное значение имеют не только врожденные типологические свойства нервной системы, но и состояние ее к моменту действия психической травмы.
Широким признанием во многих западноевропейских странах, а также в США, пользуется теория «инфантильносексуальных комплексов» З. Фрейда. Согласно этой теории, в раннем детском возрасте появляется ряд влечений, которые не кажутся ребенку недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер (влечение девочки к отцу, мальчика — к матери) или аутоэротические влечения (мастурбация), гомосексуальные влечения. В процессе воспитания ребенок узнает о порочности, о запретности этих влечений, и они вытесняются в «бессознательное» и подвергаются амнезии.
В период взросления и в зрелом возрасте подавление «бессознательных» влечений приводит к неврозам, если это падает на благоприятную почву. Фрейд разработал схемы толкования «бессознательной» сексуальной символики, что часто является не только неправильным, но порой и только толкованием фактов.
Некоторые ученые считают, что в основе патогенеза неврозов лежит дефицит родительской любви. По их мнению, это вызывает у ребенка «базальную тревогу» и влияет на последующее формирование личности. Большое значение придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения. Истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, просматриваются в межличностных отношениях родителей и детей и могут породить такие невротические состояния и проявления, как агрессивность, страхи, боязливость и т. д.
Наши, отечественные ученые считают, что в основе неврозов лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию индивидуума.
Общим механизмом
неврозов, как показали исследования
последнего времени, является нарушение
деятельности церебральных структур,
обеспечивающих адаптацию к ситуациям,
препятствующим удовлетворению потребностей.
Вследствие этого возникает неадекватное
поведение, перенапряжение нервных процессов,
стрессы с соответствующими эндокринными
и вегетативными проявлениями. Нервные
и гуморальные механизмы регуляции тесным
образом взаимосвязаны. Каждый условнорефлекторный
и безусловнорефлекторный акт сопровождается
соответствующими гуморальными изменениями,
т. е. при эмоциональных состояниях (тревога,
страх и т. д.) происходит выброс адреналина,
а при ярости и гневе — норадреналина.
Повышение уровня адреналина или норадреналина
в крови вызывает ряд соматических изменений
в организме. За последние годы достигнуты
большие успехи в области генетики и изучения
биохимических основ памяти — факторов,
влияющих на процессы синтеза РНК в головном
мозге, а также «стирание» следов воспринятого.
Можно надеяться, что дальнейшие исследования
позволят понять и механизм формирования
вызванных психическими травмами стойких
и глубоких следов памяти и найти пути
их стирания.
Итак, неврозы — одно из наиболее частых нервно-психических заболеваний. Они возникают чаще у женщин, чем у мужчин, возможно в связи с тем, что семейные и бытовые невзгоды для женщин обычно более значимы. Неврозы могут носить и массовый характер, когда возникает ситуация стресса в стране, регионе, городе.
Условия развития невроза
Выделяют три основные группы условий, способствующих или препятствующих развитию неврозов: биологические, социальные и психогенные.
- Наследственная
предрасположенность.
- Пол (невроз реже возникает у мужчин).
- Возраст (невроз чаще развивается в пубертатном и климактерическом периодах).
- Конституциональные
- Перенесённые и текущие
заболевания, снижающие
- Особенности профессиональной деятельности (например, информационные перегрузки, однообразие трудовых операций).
- Неблагополучное семейное положение.
- Неудовлетворительные бытовые условия.
- Особенности сексуального воспитания и др.
- Неудобное
рабочее место или транспорт.
Нередки случаи развития
- Личностные
особенности (индивидуальный
- Психические травмы в детстве.
- Психотравмирующие ситуации (например, тяжёлая болезнь или утрата близких, служебные или «академические» трудности и некоторые другие).
Формирование невроза определяется не только непосредственной реакцией личности на патогенное воздействие, но и более или менее длительным процессом анализа (в клинике это обозначают термином «идеаторная переработка») индивидом сложившейся ситуации, её последствий, боязнью невозможности приспособиться к сложившимся обстоятельствам.
В качестве факторов риска неврозов следует назвать физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, злоупотребление транквилизаторами и снотворными, а также наркотическими веществами.
Предложены
многочисленные классификации неврозов.
Наиболее удачной считают классификацию,
которая разделяет неврозы по
следующим формам:
Истерический невроз
Истерический невроз — дает яркую и разнообразную картину. Могут наблюдаться эпизоды судорожных припадков — следует отличать их от эпилептических приступов — это совершенно разные состояния, проблемы с передвижением (астазии и абазии), истерической глухоты, слепоты, эпизоды нарушения речи (мутизм) и другие расстройства нервной системы. При этом переживания человека откровенно демонстративны, человек даже может имитировать падения, но редко получает при этом травмы. Однако, никогда нельзя недооценивать опасность подобных симптомов, так как человек может не осознавать, что например его слепота или расстройство ходьбы не являются истинными. Для истеричных детей наиболее характерно возникновение энуреза, заикания, анорексии (патологическое отвращение к еде). К неврозу может присоединиться депресиия, причем нередко даже после того, как причина невроза найдена и устранена, у человека может еще оставаться своего рода «мысленный образ» проблемы, что не дает возможности полностью излечить невротическое состояние.
Проявления истерического невроза
Для истерии
типична очень пёстрая и
Большинство вегетосоматических нарушений при истерии носит психогенный характер. Это обозначается как диссоциативное, или конверсионное, расстройство: развитие нарушений жизнедеятельности организма на фоне и под влиянием факторов психоэмоционального характера.
Невроз навязчивых состояний — одна из самых трудноизлечимых форм невроза, характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий (тики и др.), а также разнообразными патологическими страхами (фобиями).
Невроз навязчивых состояний обычно называют обсессивным неврозом, причем фобию выделяют в особую форму невроза. Психическая травма есть основная причина возникновения невроза навязчивых состояний. Это могут быть конфликтные ситуации, порожденные сосуществованием противоречивых тенденций. Примером может служить возникшее чувство ненависти к близкому человеку, желание его смерти.
К неврозу навязчивых состояний следует отнести и перверзии, которые являются зафиксированными навязчивыми действиями или влечениями, а также навязчивые представления, мысли. Представления носят характер ярких навязчивых воспоминаний, сюда относятся некоторые мелодии, отдельные слова, фразы, от которых больной не может освободиться. Навязчивые воспоминания отличаются особенным постоянством. Примером может служить женщина, которая постоянно ухаживала за больной матерью. После смерти близкого человека у нее осталось чувство вины в случившемся, и она постоянно старалась вызвать образ матери, что привело ее к тяжелому депрессивному состоянию и неврозу.