Классификация мотивов в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 03:45, контрольная работа

Описание

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического процесса.

Содержание

Введение 3 стр
1. Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности. 4 стр.
2. Мотивы предпринимательской деятельности и их виды. 7стр.
3. Заключение 13 стр.
4. Список литературы 15 стр.

Работа состоит из  1 файл

Классификация мотивов предпринимательской деятельности.docx

— 28.57 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   План

   Введение                                                                                                      3 стр

    1. Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности.                             4 стр.

   2. Мотивы предпринимательской деятельности и их виды.              7стр.

   3. Заключение                                                                                       13 стр.

   4. Список литературы                                                                       15 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический  рост, производство возрастающей массы  разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных  его слоев и индивидов. Это - движущая сила развития современного рыночного  хозяйства, поэтому важно разобраться  в различных аспектах предпринимательства  как социально-экономического феномена.

   Основным  двигателем развития и обновления экономической  жизни на современном этапе являются инициатива и творчество предпринимателей, осуществляющих ту или иную деятельность. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ мотивации современного предпринимателя  в частности и предпринимательской  деятельности в целом.

   Рыночная  система хозяйствования, все более  утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической  системы с сохранением в руках  государства регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский  тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического процесса.

 

   1. Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности.

   Источники любого производства - это ресурсы  и факторы производства. Ресурсы  производства - это совокупность тех  природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг  и иных ценностей. В экономической  теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

   В современных условиях труд как фактор производства часто становится определяющим, поскольку способен принести доход  собственнику производства. Но речь идет не о любом труде, а о труде  профессиональном, эффективном, организованном и мотивированном.

   Уже в 30-х годах ХХ-го столетия, в годы перехода от экстенсивных методов капиталистического хозяйствования к интенсивным, возникла необходимость поиска новых форм мотивации, характеризующихся более  выраженным социологическим и психологическим  содержанием. Цель такого поиска заключалась  в устранении деперсонализированных  отношений на производстве, свойственных теориям менеджмента, а также  бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между  рабочими и предпринимателями.

   Процессуальные  теории мотивации исследуют выбранный  тип поведения человека в процессе достижения поставленных перед ним  целей.

   Рассмотрим  мотивацию предпринимателя, опираясь на две процессуальные теории: предпочтения и ожидания В. Врума и справедливости С. Адамса.

   Первая  теория базируется на положении о  том, что наличие активной потребности  не является единственным и необходимым  условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный  им тип поведения действительно  приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага. Для предпринимателя желаемое благо - это успешная деятельность его фирмы и максимизация прибыли.

   Ожидания - оценка данной личностью вероятности  определенного события. Например, большинство  людей ожидают, что окончание  высшего учебного заведения позволит им получить более хорошую работу или, что если работать с полной отдачей  сил, то можно сделать карьеру. Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением). Ожидания в отношении  первой связки (3-Р) - это соотношение  между затраченными усилиями и полученными  результатами. Ожидания в отношении  результатов -вознаграждений (Р-В) - это  ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые  результаты труда, т.е. то, что в настоящий  момент наиболее ценно для предпринимателя  Третий фактор - валентность (ценность поощрения или вознаграждения) - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения  определенного вознаграждения. Так  как у различных людей потребности  и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые  результаты, может и не иметь для  них никакой ценности.

   Теория  справедливости также дает объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия для достижения поставленных целей, как работники, так и предприниматели.

   Все вышеописанное при рассмотрении данной теории справедливо для наемных  работников, работающих в фирме предпринимателя. Что касается личности самого предпринимателя, то его мотивация несколько иная. Как мы уже говорили, вознаграждение для него - это либо внутреннее от результатов предпринимательского труда, либо максимально возможная  прибыль. В условиях конкуренции, существующей в рыночной экономике, аналогичные  предприниматели, выпускающие товары-заменители, могут получить более высокую прибыль за тот же объем реализованной продукции в силу условий, зависящих от спроса и предложения.

   На  основе вышесказанного можно сделать  вывод о том, что мотивация  предпринимателя в его деятельности имеет такое же большое значение как и мотивация работника  в процессе труда и даже более  значимое, поскольку предпринимательская  инициатива является двигателем прогресса  и способствует развитию и установлению совершенных рыночных форм хозяйствования.

   В связи с этим изучение мотивирующих факторов и формирование четкого  мотивационного механизма в деятельности предпринимателя требуют детального и глубокого исследования и принятия обществом.

   Ни  одна из существующих мотивационных  теорий не может комплексно объяснить  все потребности и мотивы поведения  человека в процессе его деятельности.

   Теоретические вопросы «очеловечивания» бизнеса  и производства вначале нашли  отражение в учениях школы  человеческих отношений Мэйо и в  так называемой «производственной  демократии» - форме соучастия, дающей работникам всех уровней организации  право участвовать в решениях, затрагивающих их интересы. В последние  десятилетия процессы движения к  социально ориентированной рыночной экономике получили выражение в  концепции «развития человеческих ресурсов». Данная концепция легла  в основу теории человеческого капитала, согласно которой вложение средств  в образование, повышение качества рабочей силы столь же естественно, как инвестиции в технику и  технологию.

   Формирование  рыночной экономики в России невозможно без повышения роли человеческого  фактора. Особую важность в настоящих  условиях приобретают вопросы работы с кадрами, которые и составляют человеческий фактор развития общественного  производства. 

 

   2. Мотивы предпринимательской  деятельности и  их виды.

   Для успешного вхождения физического  лица в образ предпринимателя, последнему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие его открыть свое дело и, тем самым, стать самостоятельным  субъектом предпринимательского бизнеса.

   Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к тем или  иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются при наличии  потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная  потребность становится поведенческим  мотивом. Поэтому предприимчивые действия людей и выбор ими предпринимательской  профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.

   Мотив (установка) предпринимательского действия - состояние предрасположенности, готовности, склонности предпринимателя действовать тем или иным образом. Предрасположенность является внутренней позицией предпринимателя по отношению к различным объектам и ситуациям, включая других людей, касающимся его деловой сферы. Мотивы (установки) придают ситуации личностный предпринимательский смысл.

   Получение дохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцелью  и не является конечным. Не вся предпринимательская  деятельность осуществляется ради личного  потребления, напротив, она противостоит всякого рода гедонизму. Т. к. предпринимательство  по своей сути не только стратегическая, но творческая деятельность с высокой  степенью автономности в принятии решений. Другими словами, предпринимателя  увлекает сам процесс стремления к независимости и самореализации. И, деньги (как доход) - это критерий успеха, который демонстрирует, насколько  хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский проект. Также  эти деньги выступают средством  обеспечения социального признания со стороны общества и повышения деловой репутации предпринимателя.

   Таким образом, можно изобразить схему:

   Понятия «мотив предпринимательской деятельности»  и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают  полностью. Мотив более подвижен, более подвержен эмоциям. Наоборот, установка носит более стабильный характер.

   Можно выделить следующие группы мотивов [6] побуждающие людей к предпринимательской деятельности:

   1. экономические мотивы;

   2. социальные мотивы;

   3. психологические мотивы;

   4. физические мотивы;

   5. гуманистические мотивы.

   Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую  выгоду посредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая  выгода состоит в обеспечении  себя и своих близких средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания жизни и воспроизведения  своей рабочей силы, как максимум - для укрепления личного конкурентного  потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществ над другими  предпринимателями.

   Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешне выступают как:

   · имущественные мотивы, побуждающие  людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской  власти и росту их административного  ресурса;

   · трудовые мотивы, побуждающие людей  к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;

   · финансовые мотивы, побуждающие людей  к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

   К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические  мотивы, но и другие. Так, в число  социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

   · инициирование форм социального  общения (социальных коммуникаций) как  способ реализации, поддержания и  усиления собственной социальной энергетики;

   · достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;

   · публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;

   · формирование и укрепление положительной  репутации в глазах окружения;

   · приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование  чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;

Информация о работе Классификация мотивов в предпринимательской деятельности