Классификация мотивов в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 03:45, контрольная работа

Описание

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического процесса.

Содержание

Введение 3 стр
1. Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности. 4 стр.
2. Мотивы предпринимательской деятельности и их виды. 7стр.
3. Заключение 13 стр.
4. Список литературы 15 стр.

Работа состоит из  1 файл

Классификация мотивов предпринимательской деятельности.docx

— 28.57 Кб (Скачать документ)

   · обретение социального, в том  числе правового комфорта.

   Социальные  мотивы предпринимательского поведения  отражают социальное начало в природе  людей, потребности в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтому  социальная мотивация предпринимательского поведения содержится в постоянной эволюции социальных коммуникаций.

   Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей  в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной  личности, самоутверждении в деловых  отношениях, оптимизации межличностных  контактов и формировании психологической  устойчивости. Посредством предприимчивого  поведения люди формируют механизмы  эмоционального взаимодействия с другими  людьми, развивают в себе такие  качества, как настойчивость, уверенность  в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.

   И, наконец, в основе гуманистической  мотивации людей к предпринимательской  деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к  этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся  представлениям и установленным  порядкам, инициирования изменений  для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности  людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении  комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

   Следует различать среди мотивов предпринимательского поведения мотивы-побуждения, то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которые провозглашаются  предпринимателем, открыто им признаются. Последние можно называть предпринимательскими мотивировками.

   В структуре мотивации российского  предпринимателя можно выделить несколько основных [1]

     1. Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.

   2. Стремление к независимости, неохота  работать на «дядю», которые будто  бы наживается на простых смертных.

   3. Стремление к ублажению свих  потребностей в лидерстве.

   4. Отчаянная борьба за самовыражение,  самореализацию и так далее.

   Люди  включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность  быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к профессиональному  развитию.

   Каждый  юридически свободный человек обладает правом выбора между профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести предпринимательский  бизнес, а можно, напротив, предприимчиво  трудиться металлургом, проектировщиком  или строителем метрополитена.

   Выбор людьми предпринимательской профессии  дополняется выбором предмета предпринимательства - предметной области или предметных областей экономики, определенного  сектора или совокупности секторов рынка. Профессиональный предприниматель  должен предстать перед своим  окружением как специалист в своем  деле. Таковым он становится, осуществляя  профессиональные действия в тех  предметных областях бизнеса, которые  он счел необходимым освоить. Он выступает  как предприниматель-специалист, ведущий  бизнес на каком-либо одном, определенном секторе рынка, либо как предприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.

   Мотивированный  выбор между наемным трудом и  предпринимательским бизнесом в  пользу предпринимательства автоматически  включает определение географии  и предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться  новый субъект профессионального  предпринимательства либо на которых  он собирается закрепиться.

   Изучение  мотивов, установок, ценностных ориентаций поведения различных категорий  и групп предпринимателей, например, по заказу самих предпринимательских структур, или же заинтересованных государственных органов, позволяет определить преобладающие тенденции в отношениях предпринимателей к своей деятельности, что очень важно для всего населения региона, страны. Создавая на основе подобного знания мотивов деловой активности систему стимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующих государственных структур - представительной и исполнительной власти, что сегодня очень важно. 

 

   

   Заключение

   Анализ  теоретического материала по общей  проблеме, который раскрывает мотивацию  современного предпринимательства, показал, что мотивационная сфера личности предпринимателя отличается сложностью и многогранностью.

   Рассмотрение  проблемы показало, что предприниматели, ориентированные на успех, предпочитают умеренный риск, который оправдывает  ожидание. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком  большой уровень риска. Чем выше мотивация предпринимателя к  успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. В целом, исследование показало, что мотивация предпринимателей к достижению успеха преобладает  над мотивацией к избеганию неудач, хотя и не значительно.

   К особенностям мотивации современного предпринимательства можно отнести  следующие составляющие:

   во-первых, готовность предпринимателей к риску. В ходе рассмотрения данной проблемы было выявлено, что хотя он и предпочитает ситуации «вызова», он более склонен  к умеренному риску; он скорее взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы  его уменьшить или контролировать результаты;

   во-вторых, свобода выбора предпринимателей и  их стремление к независимости. Свобода  выбора предполагает, прежде всего, возможность  творчески работать, несмотря на обстоятельства и объективные причины;

   в-третьих, волевые качества. Среди важнейших  волевых качеств, присущих современным  предпринимательству, выделим инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, настойчивость и самоконтроль;

   в-четвертых, наличие предпринимательского напряжения. Предпринимательское напряжение как  личностная черта может возрастать или ослабляться в зависимости от ожидаемого результата деятельности, и оно есть не что иное, как проявление тревожности.

 

   

   Список  литературы

1. Дружинин, В. Н. Психология предпринимательства [Электронный ресурс] / В. Н. Дружинин. - Режим доступа.

2.Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - 603 с.

3. Социологический  энциклопедический словарь // под  ред. Г. В. Осипова. - Издательская  гр. ИНФА. М - НОРМА. М.: 1998. - 488 с

4. Энциклопедический  социологический словарь // под  ред. Г. В. Осипова. - М.: ИСПИ  РАН, 1995. - 939 с.

5. Плотникова, О.А. Малое предпринимательство  и его роль в обеспечении  развития национальной экономики  Российской Федерации Электронный  ресурс / Моск. гуманит. ун-т. - Электрон. учебн. - 2006. - Режим доступа: 

6. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 452 с.

7. Социологическая  энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль  научного проекта, доктор политических  наук Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - 694 с.

8. Социологическая  энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль  научного проекта, доктор политических  наук Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - 863 с.

9. Халин,  С.М. Социология предпринимательства: (попытка теоретической интерпретации  понятия): Учебное пособие. / С. М.  Халин. -Тюмень: Тюменский государственный  университет, 2004. - 82 с. 

Информация о работе Классификация мотивов в предпринимательской деятельности