Классификация психодиагностических методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:46, реферат

Описание

В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованиями психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром.

Работа состоит из  1 файл

классиф психо.docx

— 50.75 Кб (Скачать документ)
Критерий Наменование методики Краткая характеристика
По  типу применяемых тестовых задач Опросные Используются  вопросы, адресуемые испытуемым
утверждающие Используются  суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или  не согласиться  
Продуктивные Применяют собственную  творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную  
Действенные Задание выполнить  нек-рый комплекс практических действий  
Физиологические П/диагностика  на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма  
По  адресату используемого тестового  материала сознательные Апеллирующие  к сознанию испытуемого
бессознательные Направленные  на неосознаваемые реакции человека  
По  форме представления тестового  материала испытуемым бланковые Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)
технические Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства  
сенсорные Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно  адресованных органам чувств  
По  характеру данных, используемых для  выводов о результатах п/диагностики объективные Используются  показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или  экспериментатора
субъективные Используются  показатели, зависящие от желания  и сознания экспериментатора или  испытуемого (пример - интроспекция  
По  наличию в методике тестовых норм Имеющие тестовые нормы  
Не  имеющие тестовых норм    
По  внутренней структуре методики мономерные В них диагностируется  и оценивается единственное качество
Многомерные Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных  психологических качеств человека  
По  типу анализа экспериментальных  данных качественный Диагностируемое св-во описывается ч/з известные  научные понятия
количественный Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную  степень развития его у данного  человека по сравнению с другими  людьми  

Тесты и тестирование

Тесты – стандартизированные  методики психодиагностики, позволяющие  получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени  развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться  всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации  результатов.

Сопоставимость  – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с  другом независимо от того, где, когда  и кем они были получены.

Классификация разновидностей тестов приведена в  табл. 2

Таблица 2. Классификация  тестов

Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста
По  предмету тестирования

(какое качество  оценивается)

интеллектуальные Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных  процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
личностные Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.  
Межличностные Оценивают чел. отношения в различных социальных группах  
По  особенностям используемых задач Практические  тестовые задания З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически  манипулируя реальными предметами или их заменителями.
Образные  задания Упражнения  с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.  
Вербальные  тесты Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.  
По  характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым Бланковые Используется  тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.
Аппаратурные С применением  различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.  
По  объекту оценки Процессуальные Исследуют какой-либо психологический или поведенческий  процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
Тесты достижений Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.  
Тесты состояний и свойств Диагностика более-менее  стабильных психологических качеств  человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.  
Особая  группа Проективные тесты Основаны на косвенной оценке психологических  качеств человека. Оценка – результат  анализа восприятия и интерпретации  человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных  предложений и т. д.

Требования, предъявляемые к  тестам

К тестам, как  методам точной психодиагностики предъявляется  ряд особых требований. Это:

Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность тестовых заданий  – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное  время выполнения тестовых заданий  – полное время выполнения заданий  психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх  этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность  на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные  средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста  – средний уровень развития большой  совокупности людей, похожих на данного  испытуемого по ряду социально –  демографических характеристик.

Особые  требования, предъявляемые  к психодиагностическим методикам

Для уверенности  в достоверности результатов  психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

Валидность –  “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая  – определяется по соответствию показателей  исследуемого качества, получаемых с  помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют  по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических  показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем  сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу  методики в целом. Она считается  внутренне не валидной, когда все  или часть вопросов, заданий или  субтестов измеряют не то, что требуется  от данной методики.

Валидность внешняя  – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи  между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидностьи:

Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

Достижения испытуемого  в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

Данные о выполнении различных контрольных проб и  заданий.

Данные, полученные от других методик, валидность которых  или связь с данной методикой  считаются достоверно установленными.

Надежность –  характеризует возможность получения  с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя  способами:

путем сравнения  результатов, получаемых по этой методике разными людьми

путем сравнения  результатов, получаемых по одной и  той же  методике в различных условиях.

Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с  ее помощью данные отражают изменения  именно и только того свойства, для  оценки которого данная методика применяется.

Точность –  отражает способность методики тонко  реагировать на малейшие изменения  оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно  оценивать градации и выявлять оттенки  измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется  очень высокая степень точности оценок.

Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации  результатов

В этом вопросе  существуют определенные строгие правила

Наболее важные из них:

Прежде, чем применять  тест, психологу необходимо попробовать  его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных  ошибок из-за недостаточного знания его  нюансов.

Важно заранее  позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания  и инструкцию к тесту.

Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

Для каждого  теста должна быть обоснованная и  выверенная процедура обработки  и интерпретации результатов. Это  позволяет избежать ошибок, возникающих  на этом этапе тестирования. 
 

Средства, которыми располагает  современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: 1) формализованные  методики; 2) малоформализованные  методики. К формализованным  методикам относятся: тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики. Для них характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точ¬ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ¬явления стимульного материала, невмешательство исследова¬теля в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об¬работки и представления результатов диагностических экспери¬ментов); надежность; валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в от¬носительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой. К малоформалызованным методикам следует отнести: наблюдение; беседу; анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен¬но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло¬хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблю¬дение за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на¬блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Малоформализованные диагностические методики не следует про¬тивопоставлять формализованным методикам. Как правило, они вза¬имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле¬довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан¬ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой це¬лью могут быть использованы интервью, беседа, наблюдение. .  
 
 

Информация о работе Классификация психодиагностических методов