Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:46, реферат
В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованиями психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром.
Критерий | Наменование методики | Краткая характеристика |
По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, адресуемые испытуемым |
утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться | |
Продуктивные | Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную | |
Действенные | Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий | |
Физиологические | П/диагностика
на основе анализа непроизвольных физических
или физиологических р-ций |
|
По адресату используемого тестового материала | сознательные | Апеллирующие к сознанию испытуемого |
бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |
По форме представления тестового материала испытуемым | бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.) |
технические | Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства | |
сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |
По
характеру данных, используемых для
выводов о результатах п/ |
объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора |
субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция | |
По наличию в методике тестовых норм | Имеющие тестовые нормы | |
Не имеющие тестовых норм | ||
По внутренней структуре методики | мономерные | В них диагностируется и оценивается единственное качество |
Многомерные | Предназначены
для п/диагностики или оценки
сразу нескольких одно- или разнотипных
психологических качеств |
|
По типу анализа экспериментальных данных | качественный | Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия |
количественный | Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми |
Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2
Таблица 2. Классификация тестов
Признак группы | Название вида теста | Краткая характеристика вида теста |
По
предмету тестирования
(какое качество оценивается) |
интеллектуальные | Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. |
личностные | Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. | |
Межличностные | Оценивают чел.
отношения в различных |
|
По особенностям используемых задач | Практические тестовые задания | З-чи и упражнения,
кот. испытуемый должен выполнить, практически
манипулируя реальными |
Образные задания | Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения. | |
Вербальные тесты | Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п. | |
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым | Бланковые | Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. |
Аппаратурные | С применением
различной аппаратуры для предъявления
и обработки результатов |
|
По объекту оценки | Процессуальные | Исследуют какой-либо
психологический или |
Тесты достижений | Оцениваются успехи
человека в различных видах |
|
Тесты состояний и свойств | Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. | |
Особая группа | Проективные тесты | Основаны на
косвенной оценке психологических
качеств человека. Оценка – результат
анализа восприятия и интерпретации
человеком некоторых |
Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
Простота формулировок
и однозначность тестовых заданий
– в словесных и иных заданиях
теста не должно быть таких моментов,
которые могут по-разному
Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
Наличие тестовых
норм для данного теста –
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.
Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются
Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая
– проверяется по соответствию диагностических
показателей реальному
Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Критерии валидностьи:
Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
Достижения испытуемого
в различных видах
Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
Надежность –
характеризует возможность
путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
Точность –
отражает способность методики тонко
реагировать на малейшие изменения
оцениваемого свойства, происходящие
в ходе психодиагностического
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
Для каждого
теста должна быть обоснованная и
выверенная процедура обработки
и интерпретации результатов. Это
позволяет избежать ошибок, возникающих
на этом этапе тестирования.
Средства,
которыми располагает
современная психодиагностика,
по своему качеству
подлежат разделению
на две группы: 1) формализованные
методики; 2) малоформализованные
методики. К формализованным
методикам относятся: ♦
тесты; ♦
опросники; ♦
методики проективной
техники; ♦
психофизиологические
методики. Для них характерны: ♦
определенная регламентация; ♦
объективизация процедуры
обследования или испытания
(точ¬ное соблюдение
инструкций, строго
определенные способы
предъ¬явления стимульного
материала, невмешательство
исследова¬теля в деятельность
испытуемого и др.); ♦
стандартизация (т. е.
установление единообразия
проведения об¬работки
и представления результатов
диагностических экспери¬ментов); ♦
надежность; ♦
валидность. Эти методики
позволяют собрать диагностическую
информацию в от¬носительно
короткие сроки и в таком
виде, который дает возможность
количественно и качественно
сравнивать индивидов
между собой. К малоформалызованным
методикам следует отнести: ♦
наблюдение; ♦
беседу; ♦
анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают очень
ценные сведения об
испытуемом, особен¬но
когда предметом изучения
выступают такие психические
процессы и явления,
которые мало поддаются
объективизации (например,
пло¬хо осознаваемые
субъективные переживания,
личностные смыслы)
или являются чрезвычайно
изменчивыми по содержанию (динамика
целей, состояний, настроений
и т. д.). Следует иметь
в виду, что малоформализованные
методики очень трудоемки
(например, наблю¬дение
за обследуемым осуществляется
иногда в течение нескольких
месяцев) и в большей
степени основаны на
профессиональном опыте,
психологической подготовленности
самого психодиагноста.
Только наличие высокого
уровня культуры проведения
психологических на¬блюдений,
бесед помогает избежать
влияния случайных и
побочных факторов на
результаты обследования
или испытания. Малоформализованные
диагностические методики
не следует про¬тивопоставлять
формализованным методикам.
Как правило, они вза¬имно
дополняют друг друга.
В полноценном диагностическом
обсле¬довании необходимо
гармоничное сочетание
тех и других методик.
Так, сбору данных с
помощью тестов должен
предшествовать период
ознакомления с обследуемыми (например,
с их биографическими
дан¬ными, их склонностями,
мотивацией деятельности
и т. д.). С этой це¬лью
могут быть использованы
интервью, беседа, наблюдение. .
Информация о работе Классификация психодиагностических методов