Психодиагностические
методы объединяют в группы по разным
основаниям. Вот некоторые наиболее
распространенные классификации методов
психодиагностики.
1. Классификации
методов по Й.Шванцаре
[5]
Й.Шванцара объединяет
психодиагностические методы в группы
по следующим основаниям:
- по используемому
материалу (вербальные, невербальные,
манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша"
и т.д.);
- по количеству
получаемых показателей (простые и комплексные);
- тесты с "правильным"
решением и тесты с возможностью различных
ответов;
- по психической
активности испытуемых:
- интроспективные
(сообщение испытуемого о личном опыте,
отношениях): анкеты, беседа;
- экстроспективные
(наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
- проективные
(см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые
свойства личности (внутренние конфликты,
скрытые влечения и др.) на малоструктурированные,
многозначные стимулы;
- исполнительные.
Испытуемый осуществляет какое-либо действие
(перцепционное, мыслительное, моторное),
количественный уровень и качественные
особенности которого являются показателем
интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификации
психодиагностических методов по
В.К.Гайде, В.П.Захарову
[6]
Авторы этих
классификаций объединяют психодиагностические
методы по следующим основаниям:
- по качеству:
стандартизованные, нестандартизованные;
- по назначению:
- общедиагностические
(тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла
или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
- тесты профессиональной
пригодности;
- тесты специальных
способностей (технических, музыкальных,
тесты для пилотов);
- тесты достижений;
- по материалу,
которым оперирует испытуемый:
- бланковые;
- предметные
(кубики Кооса, "сложение фигур" из
набора Векслера);
- аппаратурные
(устройства для изучения особенностей
внимания и т.д.);
- по количеству
обследуемых: индивидуальные и групповые;
- по форме
ответа: устные и письменные;
- по ведущей
ориентации: тесты на скорость, тесты мощности,
смешанные тесты. В тестах мощности задачи
трудны и время решения не ограничено;
исследователя интересует как успешность,
так и способ решения задачи;
- по степени
однородности задач: гомогенные и гетерогенные
(отличаются тем, что в гомогенных задачи
схожи друг с другом и применяются для
измерения вполне определенных личностных
и интеллектуальных свойств; в гетерогенных
тестах задачи разнообразны и применяются
для оценки разнообразных характеристик
интеллекта);
- По комплексности:
изолированные тесты и тестовые наборы
(батареи);
- по характеру
ответов на задачи: тесты с предписанными
ответами, тесты со свободными ответами;
- по области
охвата психического: тесты личности и
интеллектуальные тесты;
- по характеру
умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации
психодиагностических методов по
А.А.Бодалеву, В.В.Столину
[7]
Авторы объединяют
методы психодиагностики в группы по
разным основаниям:
- по характеристике
того методического принципа, который
положен в основу данного приема:
- объективные
тесты (в которых возможен правильный
ответ, то есть правильное выполнение
задания);
- стандартизованные
самоотчеты:
- тесты-опросники,
открытые опросники (см. Тема 4);
- шкальные
техники (семантический дифференциал
Ч.Осгуда), субъективная классификация
(см. Тема 4);
- индивидуально-ориентированные
техники (идеографические) типа ролевых
репертуарных решеток (см. Тема 4);
- проективные
техники (см. Тема 5);
- диалогические
техники (беседы, интервью, диагностические
игры);
- по мере вовлеченности
в диагностическую процедуру самого психодиагноста
и степени его влияния на результат психодиагностики:
объективные и диалогические. Первые характеризуются
минимальной степенью вовлеченности психодиагноста
в процедуру проведения, обработки и интерпретации
результата, вторые – большой степенью
вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется
влиянием опыта, профессиональных навыков,
личности экспериментатора и других его
характеристик, самой диагностической
процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических
методов от полюса объективных до полюса
диалогических.