Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:03, шпаргалка
Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.
Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:
Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.
В качестве самостоятельной
отрасли психологической науки
применительно к педагогической
практике современная клиническая психология
имеет следующие задачи:
— изучение влияния психологических
и психосоциальных факторов на развитие
поведенческих и личностных нарушений
у ребенка, их профилактику и коррекцию;
— изучение влияния отклонений
и нарушений в психическом и соматическом
развитии на личность и поведение ребенка;
— изучение специфики и характера нарушений
развития психики ребенка;
— изучение характера отношений аномального
ребенка с ближайшим окружением;
— разработка принципов и методов клинико-психологического
исследования в педагогических целях;
— создание и изучение психологических
методов воздействия на психику ребенка
в коррекционных и профилактических целях.
В психологической диагностике решаются вопросы диагностики, общие для всех сфер диагностики.
Клинико-психологическая диагностика имеет следующие функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые могут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики. В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы, а также не в последнюю очередь разные методы обследования.
Клинические психологи решают следующие задачи: - выявление и оценка нарушений психической деятельности (клинико-психологическая диагностика)
Цель клинико-психологического исследования - дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.
Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:
- дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;
- анализ структуры и установление степени психических нарушений;
- определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;
- оценка динамики психических нарушений во времени;
- решение
экспертных задач.
Подобно тому, как не может быть стандартного построения исследования, стереотипного набора методик, не может быть и стандарта в составлении заключений. Каждое заключение составляется психологом с учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса
Могут быть даны некоторые рекомендации относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается строгой унификации.
1. В
начале заключения кратко
2. Следующую часть заключения составляет описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть заключения можно дополнить результатами исследования с помощью проектных методов или материалами специально организованной направленной беседы с больным.
3. Следующая
часть заключения должна
Желательно
при этом начинать подробную
характеристику с описания
1. Психологическое
заключение должно
2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
3. В
содержание заключения должны
входить конкретные
4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
5. В
заключении необходимо
состояние респондента;
характер контакта испытуемого с психологом;
нестандартные
условия тестирования;др.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.
Общая задача для всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.
Направления нейропсихологии:
Предметом нейропсихологии
является изучение мозговой организации
психических процессов, эмоциональных
состояний и Личности на материале патологии
и прежде всего – на материале локальных
поражений головного мозга.
ВПФ – понятие ввел Выгодский. Сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями, программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
Теория. ВПФ обладают 3-я основными характеристиками, они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредованно по своему психологическому строению, чаще всего опосредованы с помощью речи и произвольны по способу осуществления.
Основные характеристики ВПФ: опосредованность, осознанность и произвольность.
Теория СЛЛ опирается на 3 принципа:
Наиболее важными, собственно нейропсихологически-ми, понятиями являются следующие:
· «нейропсихологический симптом» — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга;
· «первичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора;
· «вторичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, возникающие как следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями;
· «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов);