Клиническая психология шпоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:03, шпаргалка

Описание

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

Клиническая психология вопр к экзамену.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

Первую попытку  выделения обобщенных патопсихологических  синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982).

Накопление автором  данных, собранных в судебно - психиатрической  практике с помощью комплекса  патопсихологических методик, об особенностях нарушения психической деятельности (мышления, интеллекта, памяти, внимания, воли, эмоциональных, мотивационых процессов) позволило выявить следующие патопсихологические симптомокомплексы или синдромы: - шизофренический симптомокомплекс; - психопатический симптомокомплекс; - органический симптомокомплекс; - олигофренический симптомокомплекс; - психогенной дезорганизации психической деятельности. Каждый из этих патопсихологических синдромов включает в себя ряд признаков, относящихся не к какой - либо одной сфере личности, а описывающих совокупность нарушений психической деятельности и личностных расстройств.

Шизофренический симптомокомплекс складывается из личностно - мотивационных расстройств, таких, как: - изменение структуры и иерархии мотивов; - расстройства мыслительной деятельности, нарушающие целенаправленность мышления и смыслообразования (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны; - эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность); - изменения самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).

Большой вклад  в исследования психопатий в отечественной науке внес выдающийся психиатр П. Б. Ганнушкин. По его словам, психопатии - это аномалии характера, которые <определяют весь психический об лик индивидуума, накладывая на его душевный склад свой властный отпечаток>. Патологический склад личности при психопатиях возникает на основе взаимодействия двух факторов - врожденной или рано при обретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Одного же влияния последней для образования психопатии является недостаточно. 
 

  1. Нарушения личности (нарушения иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов и т. п.).
 
 
 
  1. Клинико-психологическая  характеристика расстройств сознания.
 
 
 
  1. Нарушения влечений. Общая характеристика.
 
 
 
  1. Основные  нарушения эмоциональной сферы.
 
 
 
  1. Типология нарушений восприятия.
 
 
 
  1. Неспецифические реакции человека на заболевание. Понятия  стресса и дистресса. Посттравматическое стрессовое расстройство.
 
 
 
  1. Типы нарушений  мышления. Методы  их психологической  диагностики.
 
 
 
  1. Виды  нарушений памяти. Амнезии.  Парамнезии
 
 
 
  1. Типы нарушений  внимания.
 
 
 
  1.  Расстройства  речи. Классификации. Методы психологической  диагностики. 
 
 
 
  1. Нарушения произвольных движений и  действий.
 
 
 
  1. Психосоматические расстройства.  Предмет и задачи.
 
 
 
  1. Личность  и болезнь. Внутренняя картина болезни.
 
 
 
  1. Специфические реакции человека на заболевание. Типы личностного реагирования на болезнь. Методы их психологической диагностики.
 
 
 
  1. Понятие стресса. Посттравматическое стрессовое расстройство. Стратегии терапии.
 
 
 

32.  Понятие  дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза, их общая характеристика 
 
 

    33.Врожденное  психическое недоразвитие. Общая  характеристика. Методы психологическое  диагностики. 
     
     

    34. Задержанное  психическое развитие. Общая характеристика.  Методы психологической диагностики. 
     
     

    35. Искаженное психическое развитие. Общая характеристика.  Методы психологической диагностики. 
     
     

    36. Дисгармоническое психическое развитие. Общая характеристика.  Методы психологической диагностики. 
     
     

    37. Поврежденное  психическое развитие. Общая характеристика. Методы психологической диагностики. Методы психологической диагностики. 
     
     

    38. Дефицитарное  психическое развитие. Общая характеристика. Методы психологической диагностики. 

     Рекомендованная литература

           Интернет-адреса:

  1. http://web.psychology.ru – сайт «Психология на русском языке» Д.Сатина
  2. http:|//www.psychol.ras.ru – сайт Института психологии РАН
  3. http://www.pse.msu.ru – сайт факультета психологии МГУ
  4. httр://www.ht/ru/ -сайт «Гуманитарные технологии Шмелева».
  5. httр://psylab.unn/ac.ru/library/Psycho/satin/Labrary/catalog.shtml – сайт «каталог книжной полки по психологии»
  6. http://www.psychology –online.ru/lit/obzorf.htm. – Перечень книг по психологии на русском языке.

Учебные и методические пособия:

    1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С.Цветковой. Москва – Воронеж, 2001.
    2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2000.
    3. Алексеева О.Ф. Психологические основы восстановления высших психических функций человека. М., 2002.
    4. Бройтигам В., Кристиан П., М. фон Рад. Психосоматическая медицина.  М.  «ГЭОТАР Медицина», 1999.
    5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., ПСС. Т.3, 1986.
    6. Зейгарник Б.В.  Патопсихология: Хрестоматия  2-е изд., испр. и доп. - М.:  Когито - Центр, 2000.
    7. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна - СПб.: «Питер», 2002.
    8. Клиническая психология: учебник. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. -      СПб.: «Питер», 2002.
    9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.
    10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
    11. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое   руководство. - М.: «МЕДпресс», 2001.
    12. Николаева В.В., Соколова Е.Т. Патопсихология: Хрестоматия.- М.: Когито-Центр, 2000.
    13. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия.  /   Под ред. К.П. Крискер, Г. Флайбергер, Г.К. Розе, Э. Вульф. – М.: «Алетейа»., 1999.
    14. Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под ред. Ю.Ф. Полякова, В.В. Николаевой. – М., 1992.
    15. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., Апрель-Пресс, 1999.
    16. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики         «Лурия – 90». М., 1990.
    17. Клиническая психология  под ред.Б.Д.Карвасарского  санкт-Петербург  Питер.-959 с 2002

     18 Яковлев В.А..Клиническая  психология. Методическое пособия для молодых преподавателей.М.2009 84 с.  
 

Информация о работе Клиническая психология шпоры