Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:38, контрольная работа
Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.
даже выдающимся человеком!
Т.: Правильно, это на уровне сознания. Ваша реплика: «Я с вами категорически не согласен!» свидетельствует о том, что ваше бессознательное считает меня глупцом, но сознание как цензор пропустить
8
это не может. Отсюда и ваш ответ. В социальном плане все нормально. Оскорбления как будто и нет.
П. (c некоторым недоумением): Я как-то никогда об этом не задумывался.
Т.: Не страшно. Задумайтесь об этом сейчас. Я уже много лет занимаюсь этой проблемой и даже считаюсь знатоком. Вы сознательно пришли ко мне и, следовательно, на уровне сознания признаете этот факт. Если бы в вашем бессознательном не было мысли о том, что окружающие люди глупцы, а вы самый умный, то реплики «Я с вами категорически не согласен!» не было бы.
Вслушайтесь еще раз: «Я с вами категорически не согласен!» Это означает примерно следующее: «Весь ваш опыт, все ваши знания - ерунда, и вы беретесь не за свое дело, Я в этом разобрался и течение доли секунды.
П. (с некоторым сомнением): Вроде бы убедительно, но как-то странно.
Т.: Вот видите. Теперь мысль, что «Все кругом глупцы, а я самый умный» звучит уже глуше.
П.: А как бы я ответил, если бы этих крамольных мыслей у меня в голове не было?
Т.: Вы бы сказали: «Доктор, я вас не понял! Объясните мне пожалуйста еще раз».
П. (с улыбкой облегчения): Понял Да, действительно, в таком ответе звучит признание вашей квалификации и моей неосведомленности.
Т.: Вот видите, две мало адаптивные мысли мы с вами из вашего бессознательного уже выкорчевали. Не позволяйте им снова туда пробраться. Ведь если мы разберемся, какие мысли в нашем бессознательном мешают
нам жить, то будем знать, с чем бороться. Но вернемся к вашим страхам. Представьте себе, что вы выступили успешно. Как бы вы выступали в следующий раз? Точно так же?
П.: Да, конечно!
Т.: Раз точно так же, два точно так же, три, четыре... Не кажется ли вам, что постоянный успех может привести к застою?
П.: Да, вы правы.
Т.: Вот мы выявили еще одну мало адаптивную мысль, которая вызывает у вас страхи: «Я такой человек, что в каждом деле мне должен сопутствовать успех». А что будет в случае провала?
П.: Плохое самочувствие.
Т.: Да, действительно, чувствовать себя вы будете неважно, но ведь у вас появится возможность проанализировать срыв и в следующий раз выступить успешней. Правильное отношение к ошибкам способствует личностному росту.
П.: Да, это правильно. Но надо мной могут смеяться!
Т.: Правильно, могут. Но кто будет над вами смеяться? Умный будет смеяться?
П.: Нет!
9
Т.: Вы бы сами смеялись, если бы кто-нибудь провалился?
П.: Конечно, нет!
Т.: Вот видите! Опять мы получили доказательство того, что ваше бессознательное плохо думает о людях! Но пойдем дальше. Вы провалились, и вас действительно кто-то поднял на смех. Но ведь не все. Но если бы вы не провалились, как бы вы узнали, что к вам плохо относятся? Бот еще одна польза провала! С его помощью вы сможете более верно оценить свое социальное окружение. Ведь только по поступкам мы узнаем человека! А теперь скажите, нет ли в вашем бессознательном такой мысли: «Я такой человек, что моя жизнь должна протекать без ошибок и огорчений! У меня все должно хорошо получаться! Мною должны быть все довольны, в том числе и глупцы!»
П.: Ну, что вы, доктор! Я человек скромный! Ой, а сейчас я, кажется, назвал вас сумасшедшим.
Т.: (с облегчением): Вот теперь у нас установилось полное взаимопонимание. Можно подвести итоги. У нас получился слоеный пирог из мало адаптивных мыслей. В самой глубине бессознательного - нечто вроде идей величия. А раз я великий человек, то те, кто ниже меня, могут принести вред. Такие мысли в сознание не допускаются. Идеи величия прикрываются страхом. Но и в одежде трусости человек чувствует себя плохо. Трусость на пути из бессознательного в сознание превращается в застенчивость. Застенчивость надевает на себя тогу скромности. А в такой одежде уже не стыдно показаться на людях.
П.: Так что же делать?
Т.: Убрать идеи величия, ибо этот «гвоздь» проткнет в подметке любую прокладку: и трусость, и застенчивость, и скромность. Как только исчезнут неосознаваемые идеи переоценки значимости собственной личности, все остальные слои пирога исчезают сами. Если мною управляет мысль, что я в принципе такой же человек, как и другие, то, следовательно, осознаю, что без
неудач не прожить. А раз от них нет возможности избавиться, их следует использовать. Свой неудачный доклад я проанализирую, приму меры, и в следующий раз выступление будет лучше. Застенчивость исчезнет.
У меня не будет необходимости декларировать, что я скромный, как вы только что сделали.
П.: Так с вашей точки зрения, застенчивость - это плохое качество?
Т.: Конечно! В народе давно говорят, что в тихом омуте черти водятся. Да и как я могу считать застенчивость положительным качеством, когда считаю ее одной из масок идей величия? А как врач я знаю, что многие болезни, в частности рак половых органов и прямой кишки из-за застенчивости больных принимают необратимый характер.
П.: А скромность?
10
Т.: Каждый понимает ее по-своему. С моей точки зрения, скромность - это полное осознание человеком своих возможностей на сегодняшний день. Пушкин говорил, что он гений, и это было скромное заявление, так
как соответствовало действительности. А теперь попробуйте избавиться от идей величия.
П.: А как?
Т.: Не ставьте перед собой задачу успешно выступить, а поставьте цель определить, кто как к вам относится. Для этого следует постараться выступить плохо. А когда зал начнет смеяться над вами, ищите тех, кто к
вам относится сочувственно. Это ваши будущие друзья. Если же вам не удастся провалить свое выступление, насладитесь успехом и постарайтесь провалиться в следующий раз. Помните, что для сильного человека что
счастье, что несчастье - все равно.
П. (с улыбкой): Доктор, я все понял! Но у меня вопрос. А как возникли идеи величия и этот слоеный пирог? Ведь меня воспитывали в скромности и держали в строгости.
Т.: Скажите, пожалуйста, когда вы были маленьким, не было ли у вашей мамы чрезмерной тревоги по поводу вашего здоровья, не было ли у нее страхов, что вас изобьют, изнасилуют? Не слишком ли она ограничивала ваши действия, т. е. уделяла вам слишком много внимания?
П.: Да, все это было.
Т.: Если ребенка ставить в исключительные условия, то у него появляется неосознаваемое чувство собственной исключительности. Ведь только к великой личности нужен особый подход.
Через несколько таких сеансов больной начинает понимать, что смешно быть сосредоточенным на совершенно незнакомых людях. И действительно, ведь чаще всего мы до ужаса боимся водителей такси, официантов, продавцов, людей, которых мы видим, как правило, один раз в жизни. Я не хочу сказать, что с этой категорией лиц не следует вести себя вежливо. Но униженное поведение с ними мы компенсируем грубостью с близкими. И действительно, для того чтобы издеваться над человеком, нужно жениться на ней или выйти за него замуж, стать другом или начальником, а еще лучше-
родить и воспитать. Я в таких случаях советую в общении с близкими применять одно правило: общайся со своими, как ты общаешься с малознакомыми людьми или с соседями. Получается неплохо.
4.1 Неосознанные
правила
В конечном итоге выясняется, что больные неврозом живут, сами того не осознавая, по следующим правилам:
1. Мне должен сопутствовать успех в любом деле.
2. Необходимо, чтобы
меня принимали, любили и
11
3. Если я не на вершине, то я в яме.
4. Прекрасно быть популярными, известным, ужасно быть непопулярным.
5. Если я сделал ошибку, то значит, я ничтожество.
6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.
7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.
8. Если кто-нибудь не согласен со мной, это значит, что он не любит меня.
9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем, чтобы продвинуться, то буду потом раскаиваться.
Подобные правила ведут к несчастью. Невозможно, чтобы личность все любили во все времена. Степень любви и отношений постоянно колеблется. А при таких правилах любое уменьшение любви рассматривается как ее исчезновение. Ошибка в оценке любой информации приводит к тому, что психическая травма бывает тяжелее, чем физическое повреждение.
Техника когнитивной
психотерапии как раз и состоит в том,
чтобы позиции больного были вскрыты,
и в том, чтобы помочь больному решить,
не приводят ли его мысли к саморазрушению.
Короче говоря, больной должен на собственном
опыте научиться понимать, что некоторые
его жизненные концепции сделали его менее
счастливым. Ему было бы лучше, если бы
он руководствовался более реалистическими
правилами. Но врач не постулирует свои
концепции, а просто высказывает альтернативные
правила. А принять их или нет, - это уже
дело больного.
4.2 Нереальные
желания
Вышеназванные правила приводят к нереальным желаниям, которые сводятся к следующим:
1. Всегда быть
пределом великодушия,
2. Быть совершенным любовником, другом, отцом, учителем, студентом.
3. Уметь переживать
любые лишения с хладнокровием.
4. Быть способным
быстро разрешать каждую
5. Никогда не болеть, всегда быть счастливым и безмятежным.
6. Знать, предвидеть и понимать все.
7. Быть непринужденным, а также контролировать свои чувства.
8. Уметь отстаивать свои права и никогда никому не повредить.
9. Никогда не уставать.
10. Всегда быть на пике продуктивности.
Приемов когнитивной терапии много, но все они сводятся к раскрытию этих мало адаптивных правил и желаний. Преимущество данного метода заключается в том, что он помогает больному использовать его собственный опыт. Когда больной научится распознавать мало адаптивные сигналы, он начнет исправлять их автоматически.
12
V. Этапы терапии
5.1 Идентификация
проблемы
Важная задача
начального этапа - сведение проблем (идентификация
проблем, имеющих в основе одни и те же
причины, и их группировка). Эта задача
относится как к симптомам (соматическим,
психопатологическим), так и к эмоциональным
проблемам. При этом достигается укрупнение
мишеней психотерапевтического воздействия.
Другим вариантом сведения проблем является
идентификация первого звена в цепи симптомов,
который и запускает всю цепь, что иногда
приводит к выходу на перцептивный уровень.
5.2 Осознание
и вербализация
Следующий этап - осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Для этого может быть использовано несколько приемов, например экспериментальный метод.
Экспериментальный
метод предполагает погружение пациента
в значимые ситуации, в том числе по принципу
«здесь и теперь», в присутствии психотерапевта.
Обращение внимания пациента на параллельно
текущий поток мыслей в такой ситуации,
вербализация этих мыслей обучают пациента
методике последовательного анализа своего
восприятия объекта или события. Распознавание
неадаптивных когниций может быть облегчено
с помощью приема коллекционирования
автоматических мыслей. Термин «неадаптивная
когниция» применяется к любой мысли,
вызывающей неадекватные или болезненные
эмоции и затрудняющей решение какой-либо
проблемы. Пациенту предлагается сосредоточиваться
на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт
в проблемной ситуации или сходных с ней.
Неадаптивные когниции, как правило, носят
характер «автоматических мыслей». Они
возникают без какого-либо предварительного
рассуждения, рефлекторно, и для пациента
всегда имеют характер правдоподобных,
вполне обоснованных, не подвергаемых
сомнению. Они непроизвольны, не привлекают
его внимания, хотя и направляют его поступки.
Сфокусировавшись на них, пациент может
распознать их и зафиксировать. Обычно
в значимой, проблемной ситуации эти мысли
осознаются с трудом, например у лиц, страдающих
фобиями. Опознание их облегчается при
реальном приближении к такой ситуации.