Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Программа Когнитивные исследования направлена на подготовку специалистов в одной из самых передовых и бурно развивающихся областей современной науки. Цель программы – знакомство с механизмами познания в широком смысле — естественными мыслительными процессами у человека и животных, а также моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта.
образом, благодаря введению в лабораторную практику методов водного и
радиального лабиринтов). Существует даже тенденция считать эти феномены
основным проявлением когнитивной деятельности животных (в действительности же в
эту категорию входит значительно более широкий круг
индивидуально-
понятия, способность к усвоению и использованию символов, которая была
обнаружена при обучении языкам-посредникам, и др.).
Понятие «когнитивная деятельность животных» включает способность к
разным видам обучения и элементы довербального мышления.
На формирование представлений основаны следующие виды обучения животных:
· латентное обучение;
· пространственное обучение;
· выбор по образцу;
· заучивание последовательностей.
II. ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
По определению У.Торпа, латентное обучение – это «.образование связи
между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного
подкрепления.
Элементы латентного обучения присутствуют практически в любом процессе
обучения, но могут быть выявлены только в специальных опытах.
В естественных условиях латентное обучение возможно благодаря
исследовательской активности животного в новой ситуации. Оно обнаружено не
только у позвоночных. Эту или исходную способность для ориентации на
местности используют, например, многие насекомые. Особенно хорошо
латентное обучение изучено у перепончатокрылых. Так, пчела или оса, прежде
чем улететь от гнезда, совершает «рекогносцировочный» полет над ним, что
позволяет ей фиксировать в памяти «мысленный план» данного участка местности.
Наличие такого «латентного знания» выражается в том, что животное, которому
предварительно дали ознакомиться с обстановкой опыта, обучается быстрее,
чем контрольное, не имевшее такой возможности.
III. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ. СОВРЕМЕННАЯ «ТЕОРИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ»
1.Способность животных к ориентации в пространстве.
Сведения об этой форме когнитивной деятельности вкратце заключаются в следующем.
Животное может искать пути к цели разными способами. По аналогии с
прокладыванием морских путей эти способы называют:
· счислением пути (dead reckoning)
· использованием ориентиров (landmark use)
· навигацией по карте.
Животное может одновременно пользоваться всеми тремя способами в разных
комбинациях, т.е. они взаимно не исключают друг друга. Вместе с тем эти
способы принципиально различаются по природе той информации, на которую
животное опирается при выборе того или иного поведения, а также по характеру
тех внутренних «представлений», которые у него при этом формируются.
Рассмотрим способы ориентации несколько подробнее:
Счисление пути – наиболее примитивный способ ориентации в
пространстве; он не связан с внешней информацией. Животное отслеживает свое
перемещение , а интегральная информация о пройденном пути, по-видимому,
обеспечивается соотнесением этого пути и затраченного времени. Данный способ
неточен, и именно из-за этого у высокоорганизованных животных его практически
нельзя наблюдать в изолированном виде.
Использование ориентиров нередко сочетается со «счислением пути».
Этот тип ориентации в большей степени близок формированию связей
«стимул-реакция». Особенность «работы по ориентирам» состоит в том, что
животное использует их строго поочередно, «по одному». Путь, который
запоминает животное, представляет собой цепь ассоциативных связей.
При ориентации по местности («навигация по карте») животное
использует встречающиеся ему предметы и знаки как точки отсчета для определения
дальнейшего пути, включая их в интегральную систему представлений о местности.
Начало лабораторным исследованиям пространственной ориентации животных было
положено в электрофизиологическом исследовании – при анализе клеток
гиппокампа (старой коры).
В 1976г. появилась статья американского ученого Дж. О`Кифа, обнаружившего
«клетки места» в гиппокампе свободноподвижной крысы. Эти нейроны разряжались
избирательно только при попадании животного в определенное место замкнутого
пространства. Исследования О`Кифа, изложенные позднее совместно с
Л.Наделом, положили начало настоящему взрыву работ. Часть из них была
посвящена роли гмиппокампа в формировании «когнитивной карты» животного, а
часть – разработке новых методических приемов тестирования ориентации
животных в пространстве.
Для ориентации «по карте» у животного должны представления о расположении как
близких, так и далеких объектов среды. Именно пространственные представления
такого рода О`Киф и Надел назвали вслед за Толменом когнитивной картой
. По их мнению, такие внутренние представления содержат аллоцентрическую
пространственную информацию, (т.е. информацию, содержание которой не зависит
от собственного положения в данном пространстве). Она подобна той, которую
можно извлечь при пользовании географической картой. Это, однако, не
означает, что такие представления в физическом смысле напоминают карту.
Подобные «карты» не являются ни совокупностью некоторого числа связей типа
«стимул-реакция», ни цепями УР, а представляют собой, скорее, устойчивые
инвариантные ассоциации, вовлекающие ряд стимулов. Такие ассоциации,
по-видимому, сходны с теми, что формируются в физиологических экспериментах
между двумя условными сигналами.
Успешность использования животными внутренних пространственных карт основана
на стабильности расположения объектов внешней среды. Экспериментально
показано, что изменение их положения вносит ошибки в ориентацию.
Существует целый ряд подходов к исследованию формирования у животного
пространственных представлений. Некоторые связаны с оценкой ориентации
животных в естественных условиях. В лаборатории наиболее часто используются
две методики – радиальный и водный лабиринты. Роль пространственных
представлений и пространственной памяти в формировании поведения в основном
исследуется на грызунах, а также некоторых видах птиц.
2. Обучение в радиальном лабиринте.
Методика изучения способности животных к обучению в радиальном лабиринте была
предложена американским исследователем Д.Олтоном.
Обычно радиальный лабиринт состоит из центральной камеры и 8 (или 12) лучей,
открытых или закрытых (называемых в этом случае отсеками, или коридорами). В
опытах на крысах длина лучей варьирует от 100 до 140 см. Для экспериментов
на мышах лучи делают короче. Перед началом опыта в конец каждого коридора
помешают пищу. После процедуры приучения к обстановке опыта голодное
животное сажают в центральный отсек, и оно начинает заходить в лучи в
поисках пищи. При повторном заходе в тот же отсек, животное пищи больше не
получает, а такой выбор классифицируется экспериментатором как ошибочный.
По ходу опыта у крыс формируется мысленное представление о
пространственной структуре лабиринта. Животные помнят о том, какие отсеки они
уже посетили, а ходе повторных тренировок «мысленная карта» данной среды
постепенно совершенствуется. Уже после 7-10 сеансов крыса безошибочно заходит
только в те отсеки, где есть подкрепление, и воздерживается от посещения тех
отсеков, где она только что была.
Методом радиального лабиринта можно оценивать:
· формирование пространственной памяти животных;
· соотношение таких категорий пространственной памяти как рабочая
и референтная.
Рабочей памятью называют обычно сохранение информации в пределах
одного опыта. Референтная память хранит информацию,
существенную для освоения лабиринта в целом
Пространственная рабочая память достаточно долговечна. Ее длительность
определяется временем, в течении которого крыса по окончании эксперимента
помнит, в какие лучи она уже заходила. В некоторых случаях это время
достигало 24-х часов.
Исследуя пространственную память в радиальном лабиринте и проводя с животными
длительные опыты, исследуется его долгосрочная память (которая может
быть референтной или рабочей). Однако, если интересно
выяснить, как реагирует животное на экстренное изменение ситуации в лабиринте
и какова его немедленная реакция, - мы будем иметь дело с его краткосрочной
памятью.
Работы с радиальным лабиринтом позволили выявить у животных (главным образом,
крыс) наличие определенных стратегий поиска пищи.
В самой общей форме такие стратегии подразделяются на алло- и эгоцентрические:
· при аллоцентрической стратегии животное при поиске пищи
полагается на свое мысленно е представление о пространственной структуре данной
среды;
· эгоцентрическая стратегия на знании животным
конкретных ориентиров и сопоставлении с ними положения своего тела.
Такое деление в большей степени условно, и животное, в особенности в
процессе обучения, может параллельно использовать элементы обеих стратегий.
Доказательства использования крысами аллоцентрической стратегии (мысленной
карты) базируются на многочисленных контрольных экспериментах, в ходе
которых либо вводятся новые, «сбивающие» с пути ориентиры (или, наоборот,
подсказки), либо меняется ориентация всего лабиринта относительно ранее
неподвижных координат.
3. Обучение в водном лабиринте Морриса (водный тест).
В начале 80-х годов шотландский исследователь Р.Моррис предложил для изучения
способности животных к формированию пространственных представлений
использовать «водный лабиринт». Метод приобрел большую популярность, и его
стали называть «водным лабиринтом Морриса».
Принцип метода заключается в следующем. Животное (обычно мышь или крысу)
выпускают в бассейн с водой. Из бассейна нет выхода, но имеется невидимая
(вода замутнена) подводная платформа, которая может послужить убежищем:
отыскав ее животное может выбраться из воды. Мышь вынимают из бассейна, а
через некоторое время снова выпускают плавать, однако уже из другой точки
периметра. Постепенно время, которое проходит от пуска животного до отыскания
платформы, укорачивается, а путь упрощается. Это свидетельствует о
формировании у него представления о пространственном расположении платформы на
основе внешних по отношению к бассейну ориентиров. Подобная мысленная
карта может быть более или менее точной, а определить, в какой степени
животное помнит положение платформы, можно, переместив его в новое положение.
В этом случае, время, которое животное проведет, плавая над старым
местоположением платформы, будет показателем прочности следа памяти.
Создание специальных технических средств автоматизации эксперимента с водным
лабиринтом и программного обеспечения для анализа результатов позволило
использовать такие данные для точных количественных сравнений поведения
животных в тесте. При этом можно оценивать:
· динамику формирования пространственного навыка;
· стратегии поведения животного в ходе опыта;
· обнаруживать слабые отличия в поведении.
Такие возможности делают водный тест Морриса важным инструментом не только
для изучения когнитивных функций, но и для решения ряда вопросов современной
нейрогенетики.
Исследование роли отдельных структур мозга в формировании навыка поиска пищи
в радиальном и водном лабиринтах показало, что ключевую роль в этом процессе
играет гиппокамп. Фармакологические воздействия, относительно избирательно
повреждающие эту структуру, нарушают поведение крыс и мышей в радиальном и
водном лабиринте.
IV. ОБУЧЕНИЕ «ВЫБОРУ ПО ОБРАЗЦУ»
«Выбор по образцу» - один из видов когнитивной деятельности, также
основанный на формировании у животного внутренних представлений о среде.
Однако в отличие от обучения в лабиринтах этот экспериментальный подход
связан с обработкой информации не о пространственных признаках , а о
соотношении между стимулами – наличии сходства или отличия между ними.
Метод «выбора по образцу» был введен в начале ХХ в. Н.Н.Ладыгиной-Котс и с
тех пор широко используется в психологии и физиологии. Он состоит в том,
что животному демонстрируют стимул-образец и два или несколько стимулов для
сопоставления с ним, подкрепляя выбор того, который соответствует образцу.
Существует несколько вариантов «выбора по образцу»:
· выбор из двух стимулов – альтернативный;
· выбор из нескольких стимулов – множественный;
· отставленный выбор – подбор «пары» предъявляемому
стимулу животное производит в отсутствие образца, ориентируясь не на реальный
стимул, а на его внутренний образ, на представление о нем.
Когда животное выбирает нужный стимул, оно получает подкрепление. После
упрочения реакции стимулы начинают варьировать, проверяя, насколько прочно
животное усвоило правила выбора. Речь идет не о простой выработке связи
между определенным стимулов и реакцией, а о процессе формирования
правила выбора, основанного на представлении о соотношении образца
и одного из стимулов.
Успешное решение задачи при отставленном выборе также заставляет
рассматривать данный тест как способ оценки когнитивных функций мозга и
использовать его для изучения свойств и механизмов памяти.