Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 01:01, реферат
Стремительное развитие современных технологий, к сожалению, имеет негативную сторону, и она, в первую очередь, затронула детей. Психологи и психотерапевты различных стран едины в одном: в последнее время увлеченность детей компьютерными играми, интернетом, игровыми автоматами и телевизором становятся настоящими национальными бедствиями.
I. Введение
II. Основная часть
1. Признаки компьютерной зависимости
2. Причины компьютерной зависимости.
3. Стадии формирования компьютерной зависимости
4. Лечение компьютерной зависимости.
III. Список литературы
Государственное Образовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 104
Реферат по информатике
на тему:
«Компьютерная зависимость»
Выполнила ученица
10-11 классов экстерната
Лемехова Кристина
Принял
учитель информатики
________________
Москва
2012
План
Стремительное развитие современных технологий, к сожалению, имеет негативную сторону, и она, в первую очередь, затронула детей. Психологи и психотерапевты различных стран едины в одном: в последнее время увлеченность детей компьютерными играми, интернетом, игровыми автоматами и телевизором становятся настоящими национальными бедствиями.
Причем привыкание происходит незаметно, как для самого подростка, так и для его родителей. Последствия данной зависимости могут быть весьма плачевными. Да и проявятся они не сразу, а при прошествии довольно продолжительного периода времени.
Как отмечают врачи, в группе риска, прежде всего, находятся дети старше 10 лет. Причем в последнее время с развитием различных социальных интернет-сетей, это может быть не игровая зависимость, а патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми.
Если
раньше психологи отмечали естественность
на определенном периоде замкнутости
ребенка по отношению к своим
родителям, объясняя это формированием
индивидуальности ребенка, то сейчас это
приводит к тому, что ребенок создает
свой собственный виртуальный мир,
расставание с которым приводит
к тяжелым психическим травмам.
Если
человек сутки напролёт сидит
у компьютера, это ещё не говорит
о его компьютерной зависимости
как о болезненной
Для того чтобы с уверенностью сказать: «Человек болен, он зависим от компьютера: игр, общения и т.д.», - должны соблюдаться хотя бы некоторые из следующих условий:
1. Зависимый
не в состоянии променять (
2. Часы,
проведённые за компьютером,
3. Находясь
в «оффлайне» (не в сети, не
у монитора), зависимый ощущает
сильное беспокойство, нервозность,
раздражительность, возможно, испытывает
физические страдания (
4. Зависимый
постоянно озабочен: не пришло
ли ему новое электронное
5. Человек, находясь не у компьютера, неосознанно имитирует пальцами движения как бы работы на клавиатуре или мышью; человеку снятся «кошмары» про то, как компьютер сломался, сгорел, не включается, утрачивается информация и т.д.
6. Если
речь идёт о компьютерных
7. У человека атрофируются прочие интересы, он пренебрегает семьёй, школой, даже пищей и сном (тоже крайняя форма).
8. Даже
в бытовом разговоре зависимый
умудряется использовать
Психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг приводят следующие признаки компьютерной зависимости:
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Также
со временем у растущего организма
появляются нарушения в функционировании
системы пищеварения и болевые
ощущения в области позвоночника,
лопаток и запястий рук, а регулярное
раздражение глазных яблок
Родителям,
близким стоит насторожиться
и принять соответственные
• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
• начал проводить ночи у компьютера;
• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.
Компьютерной
(игровой и интернет-
1. Подростки с неустойчивой психикой,
подростки, не успевающие в учёбе, те, у
которых мало друзей.
2. Одинокие
мужчины в возрасте 25-35 лет, не
удовлетворённые работой и
Но это не значит, что «круглая» отличница, «звезда» класса и школы не может страдать от такой патологической привязанности к компьютеру, у неё просто меньше шансов стать зависимой.
Основными причинами компьютерной зависимости являются:
1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, 13-летний подросток ничем не увлекался, читать не любил, гулять тоже, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял. И вот подарили такому ребенку компьютер. Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но предпосылка весомая.
3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
4. Общая неудачливость ребёнка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
5. Наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания. Если ребёнок-инвалид учится на дому, если круг его общения очень ограничен, если он почти или вовсе не выходит из дома, если тяжёлые увечья препятствуют установлению контактов с окружающими или отвращают окружающих от ребёнка, то компьютер может стать единственным средством общения, получения информации, единственным развлечением и занятием. Под физическими недостатками, препятствующими общению, подразумевается отсутствие слуха, зрения, ДЦП, затруднённую речь, тяжёлую форму эпилепсии, тяжёлые пороки сердца, атрофию мышц и т.п.
Разумеется,
нет ничего плохого в том, что
компьютер позволяет таким
Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Можно выделить стадии формирования данной зависимости.
1. Стадия легкой увлеченности.
После
того как ребенок впервые поиграл
в компьютерную игру, ему начинает
нравиться сюжет этой игры, он соотносит
себя с главным героем, ему нравятся
графика, картинки и музыка. Ребенок
начинает сравнивать мир реальный и
виртуальный и отдает предпочтение
последнему. Компьютерная реальность
позволяет детям осуществить
свои мечты. Один мечтал быть сильным,
чтобы все его боялись, в игре
он избивает, грабит или убивает
других людей. В реальном мире он давно
бы был пойман милицией и посажен
в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему
все сошло с рук: он скрылся
от преследования полиции и может
спокойно продолжать свою грабительскую
деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать
в гонках, купить себе иностранную
гоночную машину, и игра дает ему
такую возможность, теперь все в
его руках. Ребенок получает удовольствие,
играя в компьютерную игру, здесь
он находит положительные эмоции.
Многими исследованиями доказано, что
человек стремится постоянно
получать положительные эмоции, он
готов постоянно повторять