Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 01:01, реферат

Описание

Стремительное развитие современных технологий, к сожалению, имеет негативную сторону, и она, в первую очередь, затронула детей. Психологи и психотерапевты различных стран едины в одном: в последнее время увлеченность детей компьютерными играми, интернетом, игровыми автоматами и телевизором становятся настоящими национальными бедствиями.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
1. Признаки компьютерной зависимости
2. Причины компьютерной зависимости.
3. Стадии формирования компьютерной зависимости
4. Лечение компьютерной зависимости.
III. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Зависимость.docx

— 32.43 Кб (Скачать документ)

Однако  эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический  характер. Устойчивая потребность в  игре здесь пока не сформирована, процесс  игры не является значимой ценностью  для человека.

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой  потребности — потребности играть в компьютерные игры. Стремление к  игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями  бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает  систематический характер. Если ребенок  не может удовлетворить данную потребность  по каким-либо причинам, он прибегает  к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения  в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет  реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых  проявляется зависимость: социализированную  и индивидуализированную. При социализированной  форме компьютерной зависимости  ребенок поддерживает социальный контакт  с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят  играть совместно, играть с помощью  компьютерной сети друг с другом. В  данном случае игровая мотивация  в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости  оказывает менее пагубное влияние  на психику ребенка, чем следующая  форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной  форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности  миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение  основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка  мира происходит отражение мира нереального  и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых  физиологических потребностей. Для  них компьютерная игра выступает  в роли наркотика. Если в течение  какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в  состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления  с клинической точки зрения называются психопатологией, или стильем существования, вызывающим данную патологию.

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в  компьютерной зависимости. Она характеризуется  угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию  с компьютером, однако полностью  оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности  в виртуальной реальности он не в  силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости  от скорости угасания привязанности. В  силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в  формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом  потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок  проходит все периоды формирования психологической потребности в  виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

 

  1. Лечение компьютерной зависимости.

 

Известие  о том, что в октябре 2005 г. в Китае от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft умерла девочка по имени Snowly (это принятое в игре имя девочки) повергло мировую общественность в шок. Ее многочисленные друзья по Интернету устроили онлайн-похороны. После этого случая компьютерная и интернет-зависимость по праву стала бичом и эпидемией конца XX — начала XXI вв. Это прежде всего заболевания, проявляющиеся нестерпимой тягой (зависимостью) к работе на компьютере, компьютерным играм и Интернету, психическими нарушениями (бессонницей, кошмарными сновидениями, нервозностью, депрессией, фобиями — страхами). Компьютерной и интернет-зависимости сопутствуют и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия (малоподвижный образ жизни) и вытекающие из гиподинамии последствия (заболевания сердечно-сосудистой системы, застои в малом тазе, запоры). И это еще не все отрицательные изменения в психическом и физическом здоровье человека. К великому сожалению, этот список постоянно расширяется.

Лечение компьютерной и интернет-зависимости  разной степени может проводиться  различными методами. Как показывает практика, люди, а это в основном родственники и близкие друзья больных  Интернетом людей, к профессиональной помощи медиков обращаются редко. Чаще всего стараются обойтись своими силами, т. е. читают популярную литературу на эту тему, интересуются аналогичными случаями. А когда уже становится очевидным, что травки и примочки не помогают, идут к специалистам за профессиональной помощью.

К методам лечения компьютерной и  интернет-зависимости, как и любой  другой зависимости, можно отнести:

• медикаментозные методы;

• психотерапевтические методы;

• нетрадиционные методы.

И все же, несмотря на то, что все  методики уже существуют, радикальных  методов не придумали. Для того чтобы  говорить о том, что наступил момент, когда изобрели точное и стопроцентное  лекарство от компьютерной зависимости, пока еще рано. 

Единственным  на настоящий момент проверенным  способом не дать ребёнку оказаться  в зависимости от компьютера - это  привлечь его в процессы, не связанные  с компьютерной деятельностью, чтобы  электронные игры и процессы не стали  заменой реальности. Показать растущему  человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые  не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое  состояние

 

  1. Список литературы.
  1. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. - Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара 2005. С. 17-23.
  1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь. 2002. С.6-16.
  2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Стратегии коррекции созависимости. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2002.
  3. Ахрямкина Т.А. Ребенок и компьютерная зависимость// http://ito.edu.ru/2006/Samara/IX/IX-0-2.html

 


Информация о работе Компьютерная зависимость