Комплексы у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучение особенностей подросткового возраста и наиболее распространенных комплексов в этот период жизни.

Задачи данной работы:
охарактеризовать основные особенности подросткового возраста
определить понятие «подростковый кризис»;
изучить наиболее распространенные комплексы подростков, их особенности;
выяснить пути решения подростковых проблем и избавления от подростковых комплексов.

Содержание

Введение…………………………………….......……………4
Глава 1. Характеристика подросткового возраста, его особенности………………………………………………….6
Выводы к главе 1……...…………………………………...10
Глава 2. Комплексы подросткового возраста…………….11
Выводы к главе 2 ……….………………………………….14
Заключение ...………………………………………………15
Список используемой литературы ..……………………...17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТИК.docx

— 36.00 Кб (Скачать документ)

1) Комплекс внешности. Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как  правило, множество недостатков. Большой  нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или  низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров. Отвлечься от комплекса внешности, а при регулярных занятиях и избавиться от лишнего или недостаточного веса помогут силовые упражнения для подростков, подобранные с учетом особенностей организма в этом возрасте.

2) Комплекс финансов. Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто где отдыхает, какой марки  одежда и какая мебель и техника  в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.

3) Комплекс неразделенной любви. Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.

4) Комплекс «отличника». Как правило, комплекс «отличника» формируется  у подростка, к которому предъявляются  завышенные требования со стороны родителей  и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся раннее начало половой жизни, курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться», - вот мысли подростка, загнанного в угол высокими требованиями и чрезмерной ответственностью.

    Комплексы «отравляют» жизнь подростку. Если от них не избавляться, то они могут испортить всю последующую жизнь человека. Возникающие у подростка комплексы могут опираться на реальные причины, а могут быть надуманы. В любом случае, справиться с ними самостоятельно подросток не может. Для решения такого рода подростковых проблем требуется серьезная помощь взрослых, прежде всего, родителей.

     Чтобы избежать комплексов, подросток должен знать, что  он любим и ценен для своих  родителей. Он должен чувствовать,  что его уважают, с ним считаются.  Ребенок должен понимать, что  его ценность не в том, что  он самый красивый или самый  умный, а в том, что он  – уникальный, в том, что он  – есть. Важно объяснить и показать  на примере, что деньги – далеко не главное в жизни, что любовь – придет обязательно и будет прекрасной. Ведь самое главное для подростка – научиться любить и ценить себя таким, какой он есть, и тогда его примут и полюбят окружающие.

 

Выводы к главе 2

    Подростковый кризис – переломный момент в психологическом развитии многих детей. Он проявляется в особенностях поведения подростка: грубость, нарочитость, стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, игнорирование замечаний, замкнутость и т.д.).

     В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера. Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением.

     Психологические особенности  подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подросткового комплекса».

     На этом этапе любое  несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов у подростка.

     Выделяют следующие, наиболее  распространенные, комплексы: комплекс  внешности( подростку не нравится свой внешний облик, он видит в себе всякие изъяны), комплекс финансов(подросток чувствует себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся, когда его родители не так богаты, как хотелось бы), комплекс неразделенной любви (возникает, когда подросток не чувствует взаимности от объекта своего обожания), комплекс отличника(возникает, когда к подростку предъявляют слишком завышенные требования).

От комплексов необходимо избавляться, а для этого подростку нужна  помощь и поддержка взрослых. Чтобы избежать комплексов, подросток должен знать, что он любим и ценен для своих родителей. Он должен чувствовать, что его уважают, с ним считаются.

 

 

 

Заключение

Для обзорного  реферата была выбрана тема «Комплексы у подростков», являющейся актуальной в настоящее время.

В данной работе была произведена характеристика возрастных особенностей подросткового возраста, специфика этого непростого жизненного периода и возможные сложности его протекания. Мы рассмотрели, какие изменения происходят у подростка на физиологическом уровне в этом возрасте и как это влияет на его состояние. Проанализировали понятие подросткового кризиса, его особенности. Разобрали причины возникновения психологических комплексов у детей подросткового возраста, виды комплексов и пути их разрешения. Выяснили, каковы могут быть последствия при неразрешении подростковых комплексов.

На основе проделанной работы можно сделать  вывод, что развитие комплексов у  подростков – это серьезная проблема. Большинство комплексов возникает  именно в подростковом возрасте, потому что в этот жизненный период происходит переоценка ценностей, формирование  самооценки, поиск своего «Я». В этом возрасте дети больше подвержены влиянию окружающих и их мнению. Подростки очень болезненно воспринимают критику и на ее основе могут делать неправильные выводы. Среди подростков могут быть наиболее восприимчивые. Как раз они-то и находятся в риске возникновения комплексов, так как эти подростки наиболее болезненно относятся к критике окружающих. Постепенно у них формируется недовольство собой, самооценка падает, возникают комплексы. Возникают они легко, а избавится от них сложно.

С комплексами  нужно непременно бороться, так как  их наличие в последующем может  повлиять на жизнь человека. В первую очередь, кто может помочь подростку  в их разрешении, так это его  семья, его родители. В 

семье ребенок  должен чувствовать, что его любят, уважают, с ним считаются. Ребенок должен понимать, что его ценность не в том, что он самый красивый или самый умный, а в том, что он – уникальный, в том, что он – есть.

Тема «Комплексы у подростков»  может и должна развиваться дальше, так как закомплексованных людей не становится меньше. Необходимо находить новые способы избавления от комплексов.

Представляется, что проблема комплексов у детей постепенно сойдет на нет несмотря на то, что закомплексованных людей все больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков,   В.Зинченко, - СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.

2. Большой психолого-педагогический словарь. – Ростов - на Дону.: "Феникс", 1999. – 576 с.

3. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. - М.,1980

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб. : Питер, 2008.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996.

6. Личко А.Е.Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1985. – 415 с.

7. Психология подростка: Учеб пособие/ Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2003. – 456с.

8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.:  Просвещение, 1991.

9. Развитие личности ребенка  / Н.Ньюкомб. – 8 – е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.

10. Формирование личности в переходный  период: от подросткового к юношескому  возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. -  М.: Просвещение, 1987.

 


Информация о работе Комплексы у подростков