Комплексы у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучение особенностей подросткового возраста и наиболее распространенных комплексов в этот период жизни.

Задачи данной работы:
охарактеризовать основные особенности подросткового возраста
определить понятие «подростковый кризис»;
изучить наиболее распространенные комплексы подростков, их особенности;
выяснить пути решения подростковых проблем и избавления от подростковых комплексов.

Содержание

Введение…………………………………….......……………4
Глава 1. Характеристика подросткового возраста, его особенности………………………………………………….6
Выводы к главе 1……...…………………………………...10
Глава 2. Комплексы подросткового возраста…………….11
Выводы к главе 2 ……….………………………………….14
Заключение ...………………………………………………15
Список используемой литературы ..……………………...17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТИК.docx

— 36.00 Кб (Скачать документ)

 

Аннотация

В данном обзорном реферате рассматривается  проблема подростковых комплексов. Описываются  особенности подросткового возраста, подросткового кризиса и причины  возникновения комплексов у детей  в этот жизненный период, а также  пути разрешения этих проблем. Обзорный реферат состоит из введения, двух глав с выводами и заключения.

Данный  обзорный реферат рекомендован студентам- психологам, психологам – педагогам, а также самим подросткам и их родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………….......……………4

Глава 1. Характеристика подросткового возраста, его особенности………………………………………………….6

Выводы  к главе 1……...…………………………………...10

Глава 2. Комплексы подросткового  возраста…………….11

Выводы  к главе 2 ……….………………………………….14

Заключение ...………………………………………………15

Список  используемой литературы ..……………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый  период – это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов  человека. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, застенчивости.

     Подростковый  возраст – тот самый период, когда ребенок становится взрослым. Он учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность  и поступки, ищет свое положение  в обществе. На этом этапе любое  несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Появляются эти комплексы легко, а избавиться от них очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, взрослые (родители, педагоги) вполне могут помочь их избежать.

    Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток во время   переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, понять свое место в жизни. Нередко в этот жизненный период возникают различные комплексы: комплекс внешности, комплекс «отличника», комплекс неразделенной любви, комплекс финансов и др. Эти проблемы мучают подростка. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный, так как все проблемы подросткового возраста могут остаться с человеком на всю жизнь, если их не решать. Чтобы помочь подростку успешно развиваться, во многом нужна поддержка  взрослых, необходим поиск новых решений подростковых проблем.

 

Цель данной работы – изучение особенностей подросткового возраста и наиболее распространенных комплексов в этот период жизни.

 

Задачи данной работы:

  1. охарактеризовать основные особенности подросткового возраста
  2. определить понятие «подростковый кризис»;
  3. изучить наиболее распространенные комплексы подростков, их особенности;
  4. выяснить пути решения подростковых проблем и избавления от подростковых комплексов.

 

Объект исследования: подростковый возраст.

 

Предмет исследования: комплексы  подросткового возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Характеристика подросткового возраста, его особенности

    Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Все стороны развития в этот период подвергаются  качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования  и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. [8]

    Терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет, Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до 15 лет. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 15-16 лет. Однако, для каждого организма существуют индивидуальные ритмы и характер их протекания.

     Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И.В.Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.[10]

     Подростковый возраст называют  пубертатным периодом, так как  он охватывает процесс полового  созревания от его первых признаков  до полного завершения. [6]                                                                                                                      

У подростков изменение образа тела, связанное  с пубертатными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной  ценности подростком во многом зависит  от того, насколько соответствующим  норме представляется ему изменение  его тела.

     Обычно изменениям подросткового периода предшествует увеличение жировых отложений в организме; некоторые дети этого возраста заметно поправляются. Вслед за этим в начале отрочества сильно увеличивается скорость роста. Происходит увеличение размеров костей и мышц. Во время этого скачка роста мальчики обычно теряют большую часть лишнего жира, который они накопили к его началу. Однако у девочек новые жировые отложения, как правило, сохраняются, хотя и перераспределяются по различным участкам тела. В период отрочества разные части тела развиваются с различной скоростью. Обычно к этому времени голова уже перестает увеличиваться в размерах; в основном ее рост завершается в течение первых десяти лет жизни. Вслед за ней достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; затем увеличивается длина ног и рук. В результате многие подростки становятся неуклюжими, от чего они испытывают смущение. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч.

     Еще одним изменением является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями. В коже развивается также новый вид потовых желез, что ведет к усилению запаха тела.

     Неприятие своего тела может проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности в поведении.[3]

       Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. [9]

     Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать  сильные и слабые стороны своей  личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.[5]

Формирование  самосознания подростка заключается  в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов  деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности  своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста. [4]

     Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость  к злу, эмоциональное неприятие  его, с одной стороны, сочетается  с неумением разобраться в  сложных явлениях жизни – с  другой.

2. Подросток  хочет быть хорошим, стремиться  к идеалу, но он не любит,  когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку  хочется быть личностью. Совершить  что-нибудь героическое, романтическое,  необычное. При наличии потребностей  к действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У подростка  выражено противоречие между  богатством желаний и ограниченностью  сил. Отсюда множественность и  непостоянство увлечений.

5. В подростке  очень сочетаются романтическая  восторженность и грубые выходки.  Восхищение красотой и хроническое  отношение к ней. Он стыдится  своих чувств. Такие человеческие  чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.[3]

Подростковый  возраст называют кризисным периодом в жизни человека. Этот кризис значительно  отличается от кризисов младших возрастов, он является более острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  к главе 1

     Подростковый возраст является  одним из самых важных, существенно  влияющим на дальнейшее развитие  критическим периодом в жизни  человека. Он выступает в роли  «переходного мостика» между  детством и взрослостью.

     Границы подросткового возраста  с 10 – 11 до 15 – 16 лет.

     Подростковый возраст – это  период стремительного физического,  полового, психологического и социального  развития.

      Подростковый возраст называют  пубертатным, так как он связан  с половым созреванием, изменяется  образ тела. С этими изменениями  связано психологическое состояние  подростка. Многие проблемы связаны  с неприятием своего тела подростком.

      Важнейшее психологическое  новообразование возраста – чувство  взрослости представляет собой  новый уровень притязаний, предсказывает  будущее положение, которого подросток  фактически еще не достиг.

     Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.

      Подростки переживают один из самых сложных периодов жизни - пору становления взрослого человека. В это время они учатся анализировать все окружающее - поступки, внешность, общество.

      Сухомлинский В.А. выделяет основные  личностные черты подростка. Это  непримиримость к злу, которая сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни, стремление к идеалу, желание самоутвердиться, противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил, сочетание романтической восторженности и грубых выходок.

   Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека.

 

                 Глава 2. Комплексы подросткового возраста

 Подростковый  возраст является критическим  в отношении становления характера  как базиса личности. [6]

   Подростковый кризис – переломный  момент в психологическом развитии  многих детей, который внешне  проявляется в грубости и нарочитости  поведения подростка, стремлении  поступать наперекор желанию  и требованию взрослых, в игнорировании  замечаний, замкнутости и т.д.  [2] В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры целостной личности подвергаются воздействию изнутри (в период полового созревания) и снаружи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый). С одной стороны – мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений, что приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.

Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности. Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво.                                   

Психологические особенности  подросткового  возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подросткового комплекса»[6] Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции: реакция эмансипации, реакция группирования со свертниками, реакция увлечения (хобби – реакция).

   Подростковый возраст – это период, когда ребенок учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность  и поступки, ищет свое положение  в обществе. На этом этапе любое  несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Комплекс – стабильное соединение, сочетание аффекта(чувства) и представления [1] Наиболее распространенные подростковые комплексы:

Информация о работе Комплексы у подростков