Конфликтные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:59, доклад

Описание

Стили поведения людей в конфликтной ситуации.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

Работа состоит из  1 файл

конфликтные ситуации.docx

— 24.67 Кб (Скачать документ)

                               Стили поведения людей в конфликтной ситуации.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

 

Конфликт - это сложный  и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные  стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства  и группы стран, объединенные теми или  иными целями и интересами. Конфликты  возникают по самым различным  причинам и мотивам: психологическим. Экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас  знает, что сама личность внутренне  противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная  ситуация «и хочется, и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые  ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между  двумя одинаковыми по значимости ценностями).

Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Эта форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид  противостояния, при котором стороны  стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным  индивидам или группам, их собственности  или культуре таким образом, что  борьба принимает форму атаки  или обороны.Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от « борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт - проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

 

 

                                          Классификация комфликтов.

Классификация (от лат. class - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - это система соподчиненных классов объектов или понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими объектами или понятиями. Классификация конфликтов также отражает характерные связи между ними и заключается в объединении их в группы по какому-либо признаку, который называется основанием деления или основанием классификации.

Одним из наиболее широких  и очевидных оснований классификации  конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты  делятся на:

Внутриличностный конфликт.

Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Межличностный конфликт.

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального  и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают  на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной  девушки; противоречие между руководителем  и подчиненным из-за размера зарплаты, межу пассажирами общественного  транспорта.

Во всяком межличностном  конфликте большое значение имеют  личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто  говорят о межличностной совместимости  или несовместимости людей, которые  играют важнейшую роль в межличностном  общении.

Конфликт между  личностью и группой.

Этот тип конфликта  имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Межгрупповой  конфликт.

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Межгосударственный  конфликт.

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства  или группы государств (коалиции). Причины  этих конфликтов могут быть также  самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные  и др.) в основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях - опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами. (3,с.54)

            Стили поведения людей в конфликтной ситуации.

По вопросу динамики межличностных  имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Сам конфликт состоит из трех периодов:

1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2. конфликт (инцидент, эскалация,  сбалансированное противодействие,  завершение конфликта);

3. послеконфликтная (ситуация частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль  Дэна, одни из пионеров в области  разрешения конфликтов в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие  неприятности, не представляющие  угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих  ссоры, уменьшение желания взаимодействовать  с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание  столкновений в кризис - окончательное  решение о разрыве отношений,  которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость  участников доходит до такой  степени, что появляются опасения  физического насилия).

Каждый из этих авторов  по-своему определяет тактику и стратегию  разрешения конфликтов и их предупреждение.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в  межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

- Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

- Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

- Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

- Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

- Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

- Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

- Преднамеренный обман. Это искажение представления фактов, полномочий или намерений. Фальшивые факты выражаются в ложных утверждениях. Не позволяйте никому использовать ваши сомнения в личных целях; проверьте факты, это значительно снизит риск надувательства.

- Сомнительные намерения. Если намерения сомнительны, включайте в соглашения (договоры) пункты, обеспечивающие выполнение обязательств.

- Неполное раскрытие фактов  не является обманом. Нераскрытая  информация сужает взаимодействие  партнеров

- Психологическая война. Такая тактика направлена на то, чтобы вы почувствовали себя неуютно и чтобы у вас появилось подсознательное желание быстрее закончить переговоры (создание стрессовых ситуаций, личные нападки). Например, на вас нападают. Из этой же компании вас кто-то поддерживает. Вы у него в долгу и соглашаетесь на все его предложения, раскрывая свои карты на переговорах. Таким образом, один занимает жесткую позицию, другой - мягкую. Уступка невелика, а воспринимается как одолжение. Один угрожает, другой выручает. Это манипуляция.

- Угрозы. Это давление, которое стимулирует отрицательную реакцию у партнера и затрудняет ведение переговоров. Сохраняя самообладание, вы можете стать хозяином положения:

- взяв на себя роль  «родителя», заставьте партнера  оправдываться, выставив его в  роли «ребенка»;

- взяв на себя роль  «родителя», постарайтесь дать ненавязчивое  поучение или взглянуть на  конфликт с позиций трюизма  - социально устоявшихся нравственных  норм: «Все люди должны понимать  друг друга», «Если человек обещал - надо выполнять…». При этом  эффективно использовать технологию  «Да, но…»;

- отложите разговор на  другое время, отодвинув тем  самым кульминацию во времени,  воспользуйтесь тактикой отхода;

- приняв на себя роль  неопытного «ребенка», переведите  все в русло случайности или  вседозволенности, а если позволяет  ситуация, то в шутку или флирт.

- Предупреждение - более законный метод. Реагировть на угрозы можно только в том случае, если они реальны. Можно нейтрализовать их с помощью ложных угроз или совсем проигнорировать, как не имеющие отношения к делу : «Ваш голос записывается», «Какой номер вы набираете?».

- Рассчитанная задержка. Отложите дело, пока не наступит благоприятный момент для его решения. Но ожидание благоприятного времени - дорогостоящая игра.

- Постановка перед твердым выбором: «Берите или не берите». Надо найти варианты проигнорировать это. Продолжайте говорить, будто и не слышали предложения или поменяйте тему разговора. Не будьте жертвой. Применяйте уточняющие вопросы: «как оценить это предложение?», «Как оценить это поведение?», «Ваша цель выражается в достижении разумного согласия?», «Что вы подразумеваете под понятием выгода?». (4,с.23)

Все названные стили поведения  могут быть как спонтанными, так  и сознательно используемыми  для достижения желаемых результатов  при разрешении межличностных конфликтов.

Заключение

Таким образом, можно выделить следующие последствия конфликта:

- Конфликт является способом  обнаружения и фиксации противоречия  и проблем в обществе, организации,  группе. Кроме того, конфликт свидетельствует  о том, что эти противоречия  достигли уже большой зрелости  и необходимо принимать неотложные  меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

- Конфликт является формой  разрешения противоречий. Его развитие  способствует устранению тех  недостатков и просчетов и  социальной организации, которые  привели к конфликту.

Информация о работе Конфликтные ситуации