Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:06, контрольная работа
Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремиться помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта. Она обучает средствам и методам их разрешения. Совершенно очевидно, что конфликт не только факт нашей жизни, но и фактор, который может внести в неё существенные коррективы. Так, семейный конфликт, доведенный до крайних проявлений, может сделать несчастными всех её членов. В то же время семейный конфликт способен развязать тугой узел непониманий, психологической несовместимости.
Введение 2
1. Конфликтология как наука. 3
2. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии. 6
3. Донаучный этап. 10
4. Монодисциплинарный этап. 12
5. Место конфликтологии в системе наук. 14
Заключение 16
Список используемой литературы. 18
Наиболее длительный этап, охватывающий
период от эпохи Античности и почти
до конца XIX века, когда философы стремились
понять, в чем сущность войн, и какова их
роль в жизни человека и общества.
Конфликт сначала находит отражение в
древнем искусстве. Начиная с самых первых
его форм – наскальной живописи, устного
творчества /легенд, сказаний/ - все несет
на себе печать тех противоречий, той борьбы,
которыми была пронизана реальная жизнь
людей. Известно, например, что наскальные
рисунки помимо изображенного сюжета
хранят знания древних людей о расположении
точек на теле животного, куда надо целиться
во время охоты. Имеются находки, свидетельствующие
о том, что первобытные люди устанавливали
манекен медведя и совершали вокруг него
ритуальные действия, танцы, и в частности,
поражали его копьями. По этнографическим
данным известно, что если во время охотничьего
ритуального танца кто-то промахивался,
то настоящая охота отменялась. Иными
словами, уже тогда использовалась «психология
человека, то есть, говоря современным
языком, древние люди использовали своего
рода «тренинги» для подготовки к борьбе.
Основной конфликт данного периода –
конфликт человека и природы. В этом противостоянии
и столкновениях с физически сильными
животными вызревает понимание человеком
природы, соответствующее уровню развития
его сознания. Так, наскальные рисунки,
роль которых трактуют по-разному, выполняют
ещё и функцию своеобразной карты, пользуясь
которой люди учатся сражаться с более
сильным противником и побеждать. Реальная
борьба формирует определенную установку
человека – победить, выиграть, иначе
будет побежден он сам. С целью победить
природу человек ведет свое наступление,
познавая и совершенствуя средства борьбы
– вплоть до создания самых современных
видов оружия.
Параллельно с этим человек создает психологические
подпорки в своей борьбе и далее постоянно
развивает их. Как уже отмечалось, на смену
наскальным рисункам приходят манекены
/глиняные и металлические/, а затем соответствующие
тексты, напоминающие инструкции. Мифы
и легенды дают нам информацию о проблемах
и противоречиях того времени. Так, миф
о Прометее, в котором, как мы помним, герой
приносит огонь людям, взятый у богов,
может служить отличной метафорой конфликта
человека с силами природы и высшими силами.
В этих текстах огонь может символизировать
потребность человечества в реальном
свете, а может быть, это символ знания,
развития и т.д. Сам конфликт предполагает
участие сторон, где одна из них – власть.
История, философия, литература и сегодня
хранят идеи наших предков, которые могут
не только дать представление об исторической
динамике конфликта, но и открыть в нем
ещё непознанное. Важно отметить в этой
динамике параллельное развитие идеи
конфликта и толерантности.
Особый интерес представляет собой труды
философов, из которых становится ясно,
как шло развитие социальных отношений,
как менялись оценки и восприятие конфликта
и как постепенно на этом пути появлялись
предпосылки научного понимания конфликта.
Древнегреческий философ Гераклит считал,
например, что все в природе и мироздании
подвержено «круговороту и взаимопревращению»,
но единственным всеобщим законом является
война, которая превращает одних людей
в рабов, а других делает богами. Разделяя
в целом идеи Гераклита, другой Греческий
философ – Эпикур считал, что войны и их
последствия вынудят, в конечном счете,
людей жить в мире. Геродот также был убежден,
что «никто настолько не безрассуден,
чтобы предпочесть войну миру». Далее
в трудах философов появляется идея о
насилии справедливом и несправедливом.
Эта мысль Цицерона о войне как отмщении
за причиненное зло, как о насилии справедливом
была продолжена в средние века Фомой
Аквинским, хотя и с оговоркой, что война
всегда грех.
Одновременно с этим мы можем видеть, как
взгляды философов, развиваясь, переходят
от позиции признания войны к пониманию
значимости мира для человека, к осознанию
важности его построения. Христианская
философия в соответствии с заветами Евангелия
с самого начала своего развития стремилась
доказать преимущества мира, согласия
и братства между людьми. Принцип несовместимости
войн с учением Христа ставится под сомнение
уже в IV веке. Проблема насилия и ненасилия
достаточно глубоко прорабатывалась и
в других религиозных учениях.
До нас дошли изречения древних философов,
которые и ныне неплохо бы иметь в виду.
Еще более важно, что все приводимые мысли
содержат идеи толерантности: «Ссоры замиряй»,
«Силой не делай ничего», «Обуздывай гнев»,
«Не хули ближних, а не то услышишь такое,
от чего огорчишься» /Хилон/; «Если ближние
причиняли тебе маленький убыток – стерпи»
/Питтак/; «С женой не бранись и не любезничай
при чужих: первое – признак глупости,
второе – сумасбродства» /Клеобул/; «Бранись
с таким расчетом, чтобы скоро стать другом»
/Периандр/9.
Русские пословицы также отразили отношение
народа к конфликту: «Не рой другому яму,
сам в неё попадешь», «Худой мир лучше
доброй ссоры», «Сор из избы не выноси»,
«Не зная броду, не лезь в воду», «Не спеши
языком, торопись делом», «Не надо делать
из мухи слона», «Лошадь на четырех ногах
и та спотыкается» «Слово – серебро, молчанье
– золото», «Милые бранятся, только тешатся»,
«В мести будь улиткой, в хороших делах
– птицей», «Гнев – плохой советчик»,
«Раздор зло творит» и т.д.
На данном этапе происходило осмысление
роли конфликтов в человеческой жизни,
хотя самого термина ещё не существовало.
В философии, по сути, вызревало отношение
к конфликту через понимание войны и мира,
насилия и подавления. Идеи древних философов
достаточно долгое время развивались,
акцентируя то неизбежность войны, то
значимость мира. Сначала они видели в
войне абсолютную силу, «бога всего». Именно
война делала одних богатых, а других –
рабами. Впоследствии, то критикуя конфликты,
пытались понять, в чем их сила – разрушительная
или созидательная, мыслители древности
со всей очевидностью поставили вопрос
о необходимости регулирования и предупреждении
конфликтов, а в XV веке европейские философы
поставили со всей ясностью вопрос о необходимости
толерантности, веротерпимости в обществе.
Вполне закономерно, что уже
в XIX веке начинаются исследования конфликтов
в рамках двух основных дисциплин – психологии
и социологии. Затем ещё в целом ряде других
наук просыпается интерес к изучению конфликта.
Монодисциплинарный этап характеризуется
тем, что все исследования ориентированы
на решение задач в рамках одной конкретной
науки. В психологии одним из первых, кто
обратил внимание на внутриличностные
противоречия, а также указал на необходимость
поиска причин межличностных конфликтов
в сфере бессознательного, был З.Фрейд.
Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю
сторону жизни человека.
В 1820 -1830-е годы конфликт начинает привлекать
внимание социальных психологов. По мнению
американского социального психолога
У.Макдугалла, конфликты в обществе неизбежны,
так как людям присущи врожденные инстинкты.
Репертуар этих инстинктов определяется
психологической предрасположенностью.
Они передаются по наследству, а люди,
ведомые определенной целью и гормэ /стремление,
желание, порыв/, постоянно конфликтуют,
вступают в противоборство. Опираясь на
утверждение Ч.Дарвина о том, что инстинкт
борьбы за выживание обеспечивает существование,
развитие вида, У.Макдугалл распространил
его и на человеческое общество. Созданная
им теория инстинктов социального поведения
имела сторонников, определивших социотропное
направление в изучении конфликтов.
В 30-е годы XX века, было положено начало
этологическому подходу к конфликту работами
австрийского естествоиспытателя, лауреата
Нобелевской премии Конрада Лоренца. Его
гипотеза состояла в том, что главной причиной
социальных конфликтов он считал агрессивность
индивида и толпы. По мнению К.Лоренца,
механизмы возникновения агрессивности
у животных и человека однотипны. Эти идеи
получили дельнейшее развитие в исследованиях
Н.Тинбергена. Источником конфликта Курт
Левин считал стиль взаимодействия лидера
и группы. Он разработал концепцию динамической
системы, в которой, когда нарушается равновесие
между индивидом и средой, появляются
конфликты.
Известным представителем поведенческого
направления является американский психолог
Арнольд Басс. Причины конфликтов он ищет
не только в биологии человека, его врожденных
качествах, но и в социальном окружении,
которое эти качества изменяет. В соответствии
с социально-психологической теорией
Я.Морено и его методом социометрии межличностные
конфликты определяются симпатиями и
антипатиями людей по отношению друг к
другу. Он считал, что любые конфликты
можно устранить путем перестановки людей
в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.
Для того чтобы исключить конфликты, достаточно
соединить вместе людей, симпатизирующих
друг другу.
Анализ подходов к исследованию конфликта
в рассматриваемый период показывает,
что они формировались в русле традиционных
направлений психологии, отражая теоретические
конструкции, свойственные определенному
направлению. В 1950 – 1960е годы XX века на
Западе появляются исследования, где научный
интерес психологов обращен непосредственно
к конфликту. Выделяются основные подходы,
разрабатывается понятийный аппарат психологической
теории конфликта. В этот период появляются
публикации и отечественных ученых, посвященные
анализу зарубежных исследований конфликта.
В 1960 -1970е годы начинает формироваться
самостоятельное направление – по изучению
переговорного процесса как части конфликтного
взаимодействия. В настоящее время теория
и практика переговорного процесса рассматриваются
как одно из перспективных направлений
прикладной психологии. Исследования
сосредоточены на решении двух проблем:
выявлении совокупности условий, способствующих
принятию конфликтующими сторонами решения
приступить к переговорам, и изучении
процесса переговоров, когда конфликтующие
стороны уже приняли решение идти на поиск
взаимных соглашений. Наиболее разработана
технология переговорного процесса.
3.3. Междисциплинарный этап.
Конфликтология как самостоятельная дисциплина
начинает оформляться на Западе с конца
50-х г.г. XX века. Первоначально это область,
в которой осуществляется поиск средств
для ослабления и предотвращения конфликтов.
Особое влияние на её развитие оказал
опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии
характеризуется постепенным соединением
теории и практики.
В нашей стране переход к междисциплинарным
исследованиям начинается с 1990 годов,
когда впервые появляются исследования
такого типа и проходит конференция по
конфликтологии в Красноярске. С этого
момента резко повышается интерес к данной
сфере, растет количество исследований
и публикаций, а также число конфликтологов
– специалистов, работающих с конфликтами
на практике.
В 1999 году вышел первый учебник по конфликтологии
/авторы А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов/, где предпринята
попытка систематизации и интеграции
научных знаний о конфликтах10. Авторы стремились объединить практически
все о конфликтах на основе общей методологии.
Затем появляется большое количество
разнообразной научной и учебной литературы.
Хотелось бы отметить учебник Н.В.Гришиной
«Психология конфликта», в котором исчерпывающе
рассматриваются все психологические
проблемы конфликтов. Теоретическое рассмотрение
ставит своей целью оказать практическую
помощь специалистам, занимающимся конфликтами.
Обсуждение разнообразных проблем теории
и практики конфликтологии позволило
сделать выводы о том, что характер происходящих
в стране конфликтов стихийный, неуправляемый.
В связи с этим была сформулирована задача
создания экспертно-консультационной
службы, которая могла бы отслеживать
зарождение и развертывание конфликтных
процессов. Такая служба необходима для
локализации социальных конфликтов, их
рационализации и регулирования.
В этот же период появляется в России несколько
проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой
мира в России и проблемой формирования
толерантного сознания; начинает издаваться
журнал «Век толерантности»; выпускается
серия книг «На пути к толерантному сознанию»;
выходят работы самого разного плана,
в которых активно обсуждается толерантность
как явление и предпринимаются попытки
его анализа.
В настоящее время мы находимся внутри
данного этапа, что усложняет объективность
анализа. Со всей очевидностью можно сказать
только одно, что не случайно переплелись
эти два направления. Сначала /в древности/
они сменяли друг друга, а сегодня оказались
рядом, как бы предоставляя человечеству
выбор – куда идти, как развиваться, понять,
что хотя конфликт и играет очень важную
роль в нашей жизни, он не может быть целью
нашей жизни, нормой существования.
Конфликтология стремиться не только
помочь сохранить здоровье, благосостояние
и жизнь людям, ежегодно несущим огромный
ущерб в результате разрушительных последствий
конфликтов. Она призвана способствовать
лучшему пониманию самого себя и своего
места в мире. Открывая новые пути к взаимопониманию,
осознанию социальных установок, стереотипов,
роли конфликтов в жизни отдельного человека
и группы, мы начинаем более качественно
и эффективно использовать время нашей
жизни. Развитие разнообразных аспектов
данного знания привело к созданию специальной
науки – конфликтологии, занимающейся
изучением, прогнозированием и регулированием
конфликтов.
Конфликтология уходит корнями в философию
и активно взаимодействует с другими дисциплинами.
На сегодняшний момент самая большая доля
исследований в русле конфликтологии
принадлежит социологии и психологии.
Хотя эти две науки и являются взаимопроникающими,
между социологическим и психологическим
подходами к конфликту существуют различия.
Если социология ориентирована в первую
очередь на рассмотрение конфликтов в
обществе, в системе общественных отношений,
то психология изучает внутриличностные
и межличностные противоречия, а также
занимается поиском средств, способствующих
разрешению конфликтов.
Конфликт является специфическим предметом
изучения уже более десятка дисциплин,
кроме социологии и психологии: философии,
педагогики, социобиологии, политических
наук, правоведения, военных и исторических
наук, математики, искусствоведения. Развитие
этих дисциплин в отечественной науке
шло неравномерно. Наибольшее количество
публикаций и сегодня принадлежит психологии
и социологии, что вполне понятно. Это
ведущие дисциплины, откуда черпает конфликтология
не только знания, но и идеи, на которые
опирается в своем развитии, на чьи запросы
и потребности реагирует молодая ещё наука.
Знание конфликтологии необходимо сегодня
каждому человеку, особенно тем, кто активно
взаимодействует с другими людьми по роду
своей деятельности, -педагогам и психологам,
врачам, юристам, политологам и др. Для
того чтобы оценивать конфликтогенность
принимаемых решений, предупреждать возникновение
и деструктивное развитие конфликтов,
каждый человек должен обладать необходимыми
знаниями о конфликте и умением действовать
в таких ситуациях. Как явление, постоянно
сопровождающее человеческую жизнь и
часто угрожающее ей, конфликт требует
к себе внимания и понимания. Вместе с
тем необходимы знания, связанные с противоположным
полюсом конфликта – миром, миролюбием,
гармонией. Чтобы не быть в ситуации водителя,
который едет вперед, а смотрит назад,
то есть, желая «уехать» от конфликта и
конфликтности, оставляя конфликт позади,
необходимо видеть, а что впереди, куда,
в каком направлении, к какой цели будем
двигаться. Только так мы сумеем регулировать
собственное равновесие внутри себя.
Толерантность есть средняя позиция, позволяющая
сохранить равновесие, устойчивость, как
внутриличностную, так и социальную. Если
ось толерантности сдвинется в одну или
в другую сторону, равновесие нарушается.
Человек и общество находятся между полюсами
конфликта и мира, гармонии. В своем историческом
развитии человечество постоянно пытается
выбирать лучшее, действовать эффективнее,
более рационально, но неизменно сдвигает
фокус своего внимания то влево, то вправо.
«Мы верим, что и человечество, и научное
мышление неизбежно придут к открытию,
что не только конфликт является универсальным
двигателем эволюции, не только борьба
за существование выступает как монопольная
сила отмирания старых и появления новых
видов на нашей планете», - пишет А.Г.Асмолов11
Проблема конфликта является одной
из тех, что связывают в узел многие
сложности нашей жизни, все трудносплетения
нашего прошлого, настоящего и будущего.
Если посмотреть внимательнее, то станет
ясно, что все существующие в нашем обществе
проблемы не только, да и не столько экономические,
сколько психологические. Сегодня, когда
конфликты играют столь важную роль в
жизни, как отдельного человека, так и
человечества в целом, необходимо знать
закономерности их возникновения, развития
и разрешения. В ответ на эту потребность
появилась конфликтология, и возникла
она на стыке таких дисциплин, как социология
и психология.
Конфликтология изучает конфликт: закономерности
его возникновения и развития, способы
разрешения, методы регулирования и профилактики.
Профилактика конфликтов предполагает
обретение конфликтологической грамотности,
повышения эффективности общения, а также
изменение социальных установок и норм,
мешающих или просто не способствующих
жизни в мире с собой и другими.
Перспективу конфликтологических исследований
современная отечественная наука видит
в раскрытии универсальности конфликта
как явления, выявления его характеристик
и особенностей, типичных для различных
аспектов жизни.
В нашей стране конфликтология, являющаяся
одновременно дисциплиной теоретической
и практической, нацелена на решение задач,
имеющих фундаментальный и прикладной
характер. К их числу относятся:
исследование конфликтов и развитие на
этой основе теорий; создание системы
конфликтологического образования в стране;
популяризация конфликтологических знаний
в обществе; организация в системе практической
работы конфликтологов по прогнозированию,
предупреждению и урегулированию конфликтов.
Появление в нашей стране конфликтологии
как самостоятельной научной дисциплины,
возможно, и является своеобразным ответом
на объективно сложившуюся конфликтогенную
ситуацию, когда конфликты стали буквально
захлестывать, создавая во всех сферах
нашей жизни все новые и новые проблемы.
Сначала конфликтология появилась как
область прикладных исследований, как
сфера деятельности конфликтологов, специалистов
по решению важных практических задач:
вести переговоры, разрешать назревшие
в области проблемы, управлять взаимодействием
людей и т.д. Вскоре стало ясно, что за знание
основ конфликтологии необходимо каждому
не зависимо от возраста и положения. Сегодня
специалисты отлично понимают, что стихийное
обучение поведению в конфликте и «домашним»
способам разрешения конфликтов, которое
осуществляют родители, часто только усложняет
жизнь. Современному человеку необходимо
быть грамотным, и это ни у кого не вызывает
сомнений, но то, что необходимо к тому
же быть конфликтологически грамотным,
предстоит ещё понять.
Конфликтология изучает конфликты и ищет
способы их разрешения и урегулирования,
ставя вопросы чисто практические:
как вести себя в ходе конфликта, чтобы
снизить его накал и сделать связанные
с ним переживания менее болезненными;
как завершить конфликт с наименьшими
потерями для сторон; как предупредить
конфликт, грозящий здоровью людей, готовый
погубить мир и добрые отношения между
людьми; как предупредить затягивание
нас в бесконечные интриги, ссоры и беспощадные
баталии. Конфликтология сегодня занимается
конфликтами, возникающими только в сфере
человеческих отношений, в социальном
взаимодействии. Она исследует конфликты
в различных сферах жизни: деловой, профессиональной,
бытовой, социальной; изучает конфликты
различных уровней, их природу и динамику
– возникновение, развитие и завершение;
разрабатывает методы и способы разрешения
и предупреждения конфликтов.
Конфликт как явление психологическое
и социальное является объектом изучения
конфликтологии, хотя в её сферу пытаются
иногда привлечь не только конфликты человеческого
плана. Так, например, есть попытки включения
в сферу конфликтологии зооконфликтов
/конфликтов среди животных/. Безусловно,
мы хорошо знаем, как интересно бывает
наблюдать за отношениями животных, в
частности собак, кошек, обезьян и др.,
и мы находим черты, напоминающие социальные
взаимодействия человека. Однако специфика
социальной организации человека, его
психики не позволяет механически переносить
эти модели на животных. Возможно, в будущем
будут найдены какие-то подходы к изучению
общих конфликтологических закономерностей.
Успешность такого изучения и работы с
конфликтами во многом определяется качеством
теоретических знаний и используемых
методов.
Представляется, что сущность конфликта
заключается не столько в возникновении
противоречий или столкновении интересов,
сколько в способе их осознания и разрешения,
в системе противодействий в социальном
взаимодействии. Всевозможные противоречия
возникают везде и всегда, но только незначительная
часть их становиться конфликтом. Интересы
и взгляды также могут расходиться и даже
сталкиваться, но не превращаться в конфликт.
Суть конфликта в способе взаимодействия,
осознания и в формировании отношения,
то есть в формах противодействий людей.
Список используемой литературы.
1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология
М., «Творческий центр» 1999 г.
2. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М.,
«Эксмо» 2001 г.
3. Диксон Ч. Конфликт. М., «Высшая школа»
1997 г.
4. Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/
М., «Экоперспектива» 1994 г.
5. Мириманова М.С. Конфликтология. М., «ACADEMIA»
2003 г.
6. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы
в развитии мировой культуры.
М., «РОСМЭН» 1996 г.
7. Основы конфликтологии. /Под ред. Кудрявцева
В.Н. М., «ACADEMIA» 2004 г.
1
Диксон Ч. Конфликт. М., «Высшая школа»
1997 г. стр.17
2 Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М.,
«Эксмо» 2001 г. стр. 12-13
3 Мириманова М.С. Конфликтология. М., «ACADEMIA»
2003 г. стр.8
4 Основы конфликтологии. /Под ред. Кудрявцева
В.Н. М., «ACADEMIA» 2004 г. стр.7
5 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология
М., «Творческий центр» 1999 г. стр. 51
6 Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/
М., «Экоперспектива» 1994 г. стр.6
7 Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы
в развитии мировой культуры. М., «РОСМЭН»
1996 г. стр. 21
8 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология
М., «Творческий центр» 1999 г. стр. 78
9 Мириманова М.С. Конфликтология. М., «ACADEMIA» 2003 г. стр.14
10 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология
М., «Творческий центр» 1999 г. стр. 551
11 Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М., «Эксмо» 2001 г. стр.3