Конфликтология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:06, контрольная работа

Описание

Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремиться помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта. Она обучает средствам и методам их разрешения. Совершенно очевидно, что конфликт не только факт нашей жизни, но и фактор, который может внести в неё существенные коррективы. Так, семейный конфликт, доведенный до крайних проявлений, может сделать несчастными всех её членов. В то же время семейный конфликт способен развязать тугой узел непониманий, психологической несовместимости.

Содержание

Введение 2
1. Конфликтология как наука. 3
2. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии. 6
3. Донаучный этап. 10
4. Монодисциплинарный этап. 12
5. Место конфликтологии в системе наук. 14
Заключение 16
Список используемой литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

конфликтология.docx

— 60.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Донаучный этап.

 

Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти  до конца XIX века, когда философы стремились понять, в чем сущность войн, и какова их роль в жизни человека и общества. 
Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм – наскальной живописи, устного творчества /легенд, сказаний/ - все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей. Известно, например, что наскальные рисунки помимо изображенного сюжета хранят знания древних людей о расположении точек на теле животного, куда надо целиться во время охоты. Имеются находки, свидетельствующие о том, что первобытные люди устанавливали манекен медведя и совершали вокруг него ритуальные действия, танцы, и в частности, поражали его копьями. По этнографическим данным известно, что если во время охотничьего ритуального танца кто-то промахивался, то настоящая охота отменялась. Иными словами, уже тогда использовалась «психология человека, то есть, говоря современным языком, древние люди использовали своего рода «тренинги» для подготовки к борьбе. 
Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют ещё и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку человека – победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы – вплоть до создания самых современных видов оружия. 
Параллельно с этим человек создает психологические подпорки в своей борьбе и далее постоянно развивает их. Как уже отмечалось, на смену наскальным рисункам приходят манекены /глиняные и металлические/, а затем соответствующие тексты, напоминающие инструкции. Мифы и легенды дают нам информацию о проблемах и противоречиях того времени. Так, миф о Прометее, в котором, как мы помним, герой приносит огонь людям, взятый у богов, может служить отличной метафорой конфликта человека с силами природы и высшими силами. В этих текстах огонь может символизировать потребность человечества в реальном свете, а может быть, это символ знания, развития и т.д. Сам конфликт предполагает участие сторон, где одна из них – власть. История, философия, литература и сегодня хранят идеи наших предков, которые могут не только дать представление об исторической динамике конфликта, но и открыть в нем ещё непознанное. Важно отметить в этой динамике параллельное развитие идеи конфликта и толерантности. 
Особый интерес представляет собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта. Древнегреческий философ Гераклит считал, например, что все в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в целом идеи Гераклита, другой Греческий философ – Эпикур считал, что войны и их последствия вынудят, в конечном счете, людей жить в мире. Геродот также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Далее в трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в средние века Фомой Аквинским, хотя и с оговоркой, что война всегда грех. 
Одновременно с этим мы можем видеть, как взгляды философов, развиваясь, переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV веке. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях. 
До нас дошли изречения древних философов, которые и ныне неплохо бы иметь в виду. Еще более важно, что все приводимые мысли содержат идеи толерантности: «Ссоры замиряй», «Силой не делай ничего», «Обуздывай гнев», «Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься» /Хилон/; «Если ближние причиняли тебе маленький убыток – стерпи» /Питтак/; «С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое – признак глупости, второе – сумасбродства» /Клеобул/; «Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом» /Периандр/9
Русские пословицы также отразили отношение народа к конфликту: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Сор из избы не выноси», «Не зная броду, не лезь в воду», «Не спеши языком, торопись делом», «Не надо делать из мухи слона», «Лошадь на четырех ногах и та спотыкается» «Слово – серебро, молчанье – золото», «Милые бранятся, только тешатся», «В мести будь улиткой, в хороших делах – птицей», «Гнев – плохой советчик», «Раздор зло творит» и т.д. 
На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина ещё не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Идеи древних философов достаточно долгое время развивались, акцентируя то неизбежность войны, то значимость мира. Сначала они видели в войне абсолютную силу, «бога всего». Именно война делала одних богатых, а других – рабами. Впоследствии, то критикуя конфликты, пытались понять, в чем их сила – разрушительная или созидательная, мыслители древности со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждении конфликтов, а в XV веке европейские философы поставили со всей ясностью вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Монодисциплинарный этап.

 

Вполне закономерно, что уже  в XIX веке начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии. Затем ещё в целом ряде других наук просыпается интерес к изучению конфликта. Монодисциплинарный этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки. В психологии одним из первых, кто обратил внимание на внутриличностные противоречия, а также указал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного, был З.Фрейд. Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека. 
В 1820 -1830-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению американского социального психолога У.Макдугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психологической предрасположенностью. Они передаются по наследству, а люди, ведомые определенной целью и гормэ /стремление, желание, порыв/, постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь  на утверждение Ч.Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У.Макдугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов.  
В 30-е годы XX века, было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы. По мнению К.Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны. Эти идеи получили дельнейшее развитие в исследованиях Н.Тинбергена. Источником конфликта Курт Левин считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты. 
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басс. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое эти качества изменяет. В соответствии с социально-психологической теорией Я.Морено и его методом социометрии межличностные конфликты определяются симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу. Он считал, что любые конфликты можно устранить путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Для того чтобы исключить конфликты, достаточно соединить вместе людей, симпатизирующих друг другу. 
Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные определенному направлению. В 1950 – 1960е годы XX века на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. В 1960 -1970е годы начинает формироваться самостоятельное направление – по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса. 
3.3. Междисциплинарный этап. 
Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х г.г. XX века. Первоначально это область, в которой осуществляется поиск средств для ослабления и предотвращения конфликтов. Особое влияние на её развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики. 
В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 годов, когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к данной сфере, растет количество исследований и публикаций, а также число конфликтологов – специалистов, работающих с конфликтами на практике. 
В 1999 году вышел первый учебник по конфликтологии /авторы А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов/, где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах10. Авторы стремились объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Затем появляется большое количество разнообразной научной и учебной литературы. Хотелось бы отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов. Теоретическое рассмотрение ставит своей целью оказать практическую помощь специалистам, занимающимся конфликтами.  
Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии позволило сделать выводы о том, что характер происходящих в стране конфликтов стихийный, неуправляемый. В связи с этим была сформулирована задача создания экспертно-консультационной службы, которая могла бы отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов. Такая служба необходима для локализации социальных конфликтов, их рационализации и регулирования. 
В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания; начинает издаваться журнал «Век толерантности»; выпускается серия книг «На пути к толерантному сознанию»; выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа.  
В настоящее время мы находимся внутри данного этапа, что усложняет объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что не случайно переплелись эти два направления. Сначала /в древности/ они сменяли друг друга, а сегодня оказались рядом, как бы предоставляя человечеству выбор – куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Место конфликтологии в системе наук.

 

Конфликтология стремиться не только помочь сохранить здоровье, благосостояние и жизнь людям, ежегодно несущим огромный ущерб в результате разрушительных последствий конфликтов. Она призвана способствовать лучшему пониманию самого себя и своего места в мире. Открывая новые пути к взаимопониманию, осознанию социальных установок, стереотипов, роли конфликтов в жизни отдельного человека и группы, мы начинаем более качественно и эффективно использовать время нашей жизни. Развитие разнообразных аспектов данного знания привело к созданию специальной науки – конфликтологии, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. 
Конфликтология уходит корнями в философию и активно взаимодействует с другими дисциплинами. На сегодняшний момент самая большая доля исследований в русле конфликтологии принадлежит социологии и психологии. Хотя эти две науки и являются взаимопроникающими, между социологическим и психологическим подходами к конфликту существуют различия. Если социология ориентирована в первую очередь на рассмотрение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений, то психология изучает внутриличностные и межличностные противоречия, а также занимается поиском средств, способствующих разрешению конфликтов. 
Конфликт является специфическим предметом изучения уже более десятка дисциплин, кроме социологии и психологии: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, правоведения, военных и исторических наук, математики, искусствоведения. Развитие этих дисциплин в отечественной науке шло неравномерно. Наибольшее количество публикаций и сегодня принадлежит психологии и социологии, что вполне понятно. Это ведущие дисциплины, откуда черпает конфликтология не только знания, но и идеи, на которые опирается в своем развитии, на чьи запросы и потребности реагирует молодая ещё наука. 
Знание конфликтологии необходимо сегодня каждому человеку, особенно тем, кто активно взаимодействует с другими людьми по роду своей деятельности, -педагогам и психологам, врачам, юристам, политологам и др. Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек должен обладать необходимыми знаниями о конфликте и умением действовать в таких ситуациях. Как явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и часто угрожающее ей, конфликт требует к себе внимания и понимания. Вместе с тем необходимы знания, связанные с противоположным полюсом конфликта – миром, миролюбием, гармонией. Чтобы не быть в ситуации водителя, который едет вперед, а смотрит назад, то есть, желая «уехать» от конфликта и конфликтности, оставляя конфликт позади, необходимо видеть, а что впереди, куда, в каком направлении, к какой цели будем двигаться. Только так мы сумеем регулировать собственное равновесие внутри себя. 
Толерантность есть средняя позиция, позволяющая сохранить равновесие, устойчивость, как внутриличностную, так и социальную. Если ось толерантности сдвинется в одну или в другую сторону, равновесие нарушается. Человек и общество находятся между полюсами конфликта и мира, гармонии. В своем историческом развитии человечество постоянно пытается выбирать лучшее, действовать эффективнее, более рационально, но неизменно сдвигает фокус своего внимания то влево, то вправо. «Мы верим, что и человечество, и научное мышление неизбежно придут к открытию, что не только конфликт является универсальным двигателем эволюции, не только борьба за существование выступает как монопольная сила отмирания старых и появления новых видов на нашей планете», - пишет А.Г.Асмолов11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема конфликта является одной  из тех, что связывают в узел многие сложности нашей жизни, все трудносплетения нашего прошлого, настоящего и будущего. Если посмотреть внимательнее, то станет ясно, что все существующие в нашем обществе проблемы не только, да и не столько экономические, сколько психологические. Сегодня, когда конфликты играют столь важную роль в жизни, как отдельного человека, так и человечества в целом, необходимо знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. В ответ на эту потребность появилась конфликтология, и возникла она на стыке таких дисциплин, как социология и психология. 
Конфликтология изучает конфликт: закономерности его возникновения и развития, способы разрешения, методы регулирования и профилактики. 
Профилактика конфликтов предполагает обретение конфликтологической грамотности, повышения эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или просто не способствующих жизни в мире с собой и другими. 
Перспективу конфликтологических исследований современная отечественная наука видит в раскрытии универсальности конфликта как явления, выявления его характеристик и особенностей, типичных для различных аспектов жизни. 
В нашей стране конфликтология, являющаяся одновременно дисциплиной теоретической и практической, нацелена на решение задач, имеющих фундаментальный и прикладной характер. К их числу относятся: 
исследование конфликтов и развитие на этой основе теорий; создание системы конфликтологического образования в стране; популяризация конфликтологических знаний в обществе; организация в системе практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. Появление в нашей стране конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины, возможно, и является своеобразным ответом на объективно сложившуюся конфликтогенную ситуацию, когда конфликты стали буквально захлестывать, создавая во всех сферах нашей жизни все новые и новые проблемы. Сначала конфликтология появилась как область прикладных исследований, как сфера деятельности конфликтологов, специалистов по решению важных практических задач: вести переговоры, разрешать назревшие в области проблемы, управлять взаимодействием людей и т.д. Вскоре стало ясно, что за знание основ конфликтологии необходимо каждому не зависимо от возраста и положения. Сегодня специалисты отлично понимают, что стихийное обучение поведению в конфликте и «домашним» способам разрешения конфликтов, которое осуществляют родители, часто только усложняет жизнь. Современному человеку необходимо быть грамотным, и это ни у кого не вызывает сомнений, но то, что необходимо к тому же быть конфликтологически грамотным, предстоит ещё понять.   
Конфликтология изучает конфликты и ищет способы их разрешения и урегулирования, ставя вопросы чисто практические: 
как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными; как завершить конфликт с наименьшими потерями для сторон; как предупредить конфликт, грозящий здоровью людей, готовый погубить мир и добрые отношения между людьми; как предупредить затягивание нас в бесконечные интриги, ссоры и беспощадные баталии. Конфликтология сегодня занимается конфликтами, возникающими только в сфере человеческих отношений, в социальном взаимодействии. Она исследует конфликты в различных сферах жизни: деловой, профессиональной, бытовой, социальной; изучает конфликты различных уровней, их природу и динамику – возникновение, развитие и завершение; разрабатывает методы и способы разрешения и предупреждения конфликтов. 
Конфликт как явление психологическое и социальное является объектом изучения конфликтологии, хотя в её сферу пытаются иногда привлечь не только конфликты человеческого плана. Так, например, есть попытки включения в сферу конфликтологии зооконфликтов /конфликтов среди животных/. Безусловно, мы хорошо знаем, как интересно бывает наблюдать за отношениями животных, в частности собак, кошек, обезьян и др., и мы находим черты, напоминающие социальные взаимодействия человека. Однако специфика социальной организации человека, его психики не позволяет механически переносить эти модели на животных. Возможно, в будущем будут найдены какие-то подходы к изучению общих конфликтологических закономерностей. Успешность такого изучения и работы с конфликтами во многом определяется качеством теоретических знаний и используемых методов. 
Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречий или столкновении интересов, сколько в способе их осознания и разрешения, в системе противодействий в социальном взаимодействии. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их становиться конфликтом. Интересы и взгляды также могут расходиться и даже сталкиваться, но не превращаться в конфликт. Суть конфликта в способе взаимодействия, осознания и в формировании отношения, то есть в формах противодействий людей. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

 
  
1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология М., «Творческий центр»   1999 г. 
  
2. Асмолов А.Г. Слово о толерантности.  М., «Эксмо»  2001 г. 
  
3. Диксон Ч. Конфликт.   М., «Высшая школа» 1997 г. 
  
4. Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/   М., «Экоперспектива» 1994 г. 
  
5. Мириманова М.С. Конфликтология. М., «ACADEMIA» 2003 г.     
  
6. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры.  
  М., «РОСМЭН» 1996 г.

 

7. Основы конфликтологии.   /Под ред. Кудрявцева В.Н.  М.,  «ACADEMIA» 2004 г.  
  
  

1 Диксон Ч. Конфликт.    М., «Высшая школа» 1997 г. стр.17 

2 Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М., «Эксмо»  2001 г. стр. 12-13 

3 Мириманова М.С. Конфликтология.    М., «ACADEMIA» 2003 г.   стр.8 

4 Основы конфликтологии.   /Под ред. Кудрявцева В.Н.   М.,  «ACADEMIA» 2004 г. стр.7 

5 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология    М., «Творческий центр»   1999 г. стр. 51 

6 Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/  М., «Экоперспектива» 1994 г.  стр.6 

7 Назаретян А.П.  Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры.  М., «РОСМЭН» 1996 г. стр. 21 

8 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология М., «Творческий центр»   1999 г. стр. 78 

9 Мириманова М.С. Конфликтология. М., «ACADEMIA» 2003 г.   стр.14

10 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология М., «Творческий центр»   1999 г. стр. 551 

11 Асмолов А.Г. Слово о толерантности.   М., «Эксмо»  2001 г. стр.3


Информация о работе Конфликтология как наука