Конфликты: общие характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, реферат

Описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Природа конфликта.................................................................................3
2.1 Происхождение конфликтов………………………………………..5
2.2 Причины, функции и субъекты социальных конфликтов............6
3- Движущие силы и мотивация конфликта…………………………….8
3.2 Конфликт потребностей……………………………………………..8
3.3 Конфликт интересов…………………………………………………10
3.4 Ценностный конфликт………………………………………………11
4- Заключение…………………………………………………...………….12
5- Список использованной литературы…………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образовани3.docx

— 44.89 Кб (Скачать документ)

   Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.

Рассмотрим более подробно наиболее существенные проблемы детерминации конфликта через выстроенную  систему движущих сил.

3.1 Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей

Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся  ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и  долгосрочных потребностей. Несомненно, что к числу наиболее существенных долгосрочных потребностей всего человечества относится освоение околоземного космического пространства. Однако реализация соответствующих  программ - дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях кризиса это дополнительная нагрузка на бюджет, в связи с  чем появляются аргументы против развертывания соответствующих  программ. Примерно таким же образом  обстоит дело и с вопросами  финансирования фундаментальных научных  исследований, которые не могут дать непосредственной отдачи в краткосрочной  перспективе. Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш  с точки зрения ближайшей перспективы  и проигрыш в долгосрочном варианте.

Проблема  ориентации на ближайшие и отдаленные цели является общечеловеческой и вечной проблемой. Она касается не только человечества в целом, но и жизнедеятельности  любых сообществ, социальных институтов, социальных групп, жизненных потребностей любой семьи и каждого отдельного индивида. Во всех структурах человеческого  взаимодействия эта проблема возникает  вновь и вновь, решается и вновь  перерешается. Примеры, иллюстрирующие значение этой проблемы, могут быть приведены из самых разных областей. Так, каждая семья в современном  обществе самостоятельно решает вопрос о количестве детей, т. е. о продолжении  своей жизни в потомстве. При  этом семейная политика призвана учитывать  с помощью семейного планирования “качество” будущих новых членов семьи - их здоровье, уровень образования, характер жилищных условий и т.д. Все это связано с долгосрочными  потребностями воспроизводства  на индивидуальном уровне. Выбор в  пользу этих потребностей несомненно означает определенный ущерб текущему благосостоянию семьи. В кризисных  условиях ущерб этот может быть весьма существенным. Совокупный результат  решений, принимаемых на индивидуально-семейном уровне, может стать и становится подчас важнейшим фактором неблагоприятной  демографической ситуации для населения  данной страны или данной этнической группы.

Следующая линия конфликта, связанного с динамикой  потребностей, проходит через формы  и способы организации совместной жизни людей. Сами эти способы  неверно представлять в качестве некоторой внешней силы по отношению к данному сообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в истории, но лишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на потребности людей. По большей части эти формы совместной жизни вырабатываются обществом и являются существенной характеристикой народного образа жизни. В современной политологической литературе принято деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы опирается на определенную сумму стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности определенного рода.

Новые политические потребности - потребность участия  в политической жизни - складываются с большим трудом. Главный вопрос здесь заключается в формировании нового нравственно целостного отношения  к власти, которая сама по себе далека от демократического идеала. Конфликт между нравственностью и политической практикой сегодняшнего дня оказывается  глубинным конфликтом, развивающимся  на уровне жизненных потребностей человека. Этот конфликт не сразу дается массовому  сознанию, как бы отступая на второй план по сравнению с жесткой борьбой  политических интересов, разыгрывающихся  на поверхности.

Третья  сфера конфликта на уровне потребностей связана с выработкой баланса  рационально осмысленных и эмотивных  стремлений, в которых проявляются  подчас подсознательные сферы мотивации. Здесь мы также сталкиваемся с  общечеловеческими свойствами. Конфликт рационального и эмоционального пронизывает все структуры человеческой жизни. Он лежит в основе разделения между собой высших сфер духовной деятельности - науки и искусства, которые пытаются найти компромисс между собой при помощи философии  и религиозного сознания.

3.2  Конфликт интересов

Общее между  потребностями и интересами состоит  в том, что в обоих случаях  мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими  на их социальное и экономическое  поведение. Однако если потребности  ориентируют поведение людей  на обладание теми благами, которые  оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и вы ступают в качестве непосредственной причины социального поведения.

3.4 Ценностный конфликт

По отношению  к конфликтам, развитие которых побуждается  потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более определенно  выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а  точнее говоря, противоположные интерпретации  целей общественного развития.

Мы уже  видели, что одна из наиболее существенных проблем переходного общества заключается  в стремлении выйти из хаоса. Естественно, что хаос и порядок понятия  относительные. И все же необходимой  предпосылкой порядка является определенный уровень рационализации общественных отношений, основанный на общем признании  некоторой системы ценностей. Речь идет не о единственной системе ценностей. Признание допустимости светского  мировоззрения не означает требования его полного доминирования, равно  как и наоборот. Современная культура предполагает достаточно широкие рамки  терпимости, то есть возможности общения  и совместного действия людей  или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими  способами взаимоотношений между  ценностными установками. Достаточно часто системы ценностей выступают  в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на своих и чужих. Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между своими и чужими, между нами и ими приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.

 

    1. Заключение

              Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

 

    1. Список использованной литературы

 

  1. Брушлинский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.
  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – Издательство Московского Университета, 1982.
  4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.
  6. Лавриненко В. Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.




Информация о работе Конфликты: общие характеристики