Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 00:03, контрольная работа
Вопросы:
1. Перечислите основные причины возникновения конфликта и его основные стадии.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы и способы управления конфликтом.
3. Какой способ разрешения данного конфликта является более приемлемым и почему?
Вопросы:
1. Охарактеризуйте основные стадии процесса принятия управленческих решений.
2. Перечислите факторы, влияющие на процесс принятия
управленческих решений.
3. К какому типу решений относится решение Марка?
4. Какие ошибки информационной подготовки он допустил, и какие факторы повлияли на принятое решение?
5. Каковы, на Ваш взгляд, будут последствия принятого решения?
6. Определите способы и процедуры принятия более эффективного решения в данной ситуации?
Задание №1
Позиция одной стороны. Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге длительное время находится в культовом здании, которое специально перестроено для размещения его экспозиции. Ежегодно музей, помимо взрослых, посещают 120 тысяч школьников. Переезд в новое здание приведет к потере большой части наиболее ценных экспонатов, которые невозможно демонтировать, и потребует огромных средств, которых у музея и бюджета города в данный момент нет. Сотрудники музея категорически протестуют против передачи здания церковной общине, состоящей всего из 50 человек, тем более что рядом с музеем находятся другие храмы.
Позиция другой стороны. Члены общины полагают, что решение, принятое на государственном уровне, о передаче культовых сооружений их законному владельцу – церкви, должно выполняться на практике. Музею вполне хватит тех площадей, которые у него есть вне этого здания. Все возражения против переезда свидетельствуют лишь об упрямстве отдельных людей, нежелании отдать то, что по праву принадлежит церкви.
Вопросы:
1. Перечислите основные причины возникновения конфликта и его основные стадии.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы и способы управления конфликтом.
3. Какой способ разрешения данного конфликта является более приемлемым и почему?
Решение:
Конфликт – это противоречие между людьми по поводу достижения различных целей.
Основные причины возникновения конфликтов.
Причина конфликта – это первичный толчок для развития конфликта. На причину конфликта постоянно ссылаются его участники, и с этой точки зрения она представляет собой как бы оправдание собственных действий членов организации, втянутых в конфликт. Для оптимизации деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин конфликта:
2. Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации. Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.
Существуют
несовместимые ценностные ориентации,
обладатели которых практически
всегда испытывают напряженность, потенциально
агрессивны, являются потенциальным
источником возникновения социального
конфликта в организации. К таким
несовместимым ориентациям
· желание увеличить свою функциональную значимость. Например, одно из подразделений организации претендует на главенствующее место в разработке и реализации крупного проекта, ущемляя при этом претензии других подразделений;
· стремление отдельных структурных единиц навязать организации свои правила, нормы или интересы;
· желание подразделения или отдельных работников занять более высокое место в статусной иерархии и получить большее количество ресурсов в условиях, когда методы простой конкуренции недостаточно эффективны для достижения этой цели;
· неудовлетворительные
коммуникации в социальной структуре,
которые могут порождать
Основные стадии конфликта:
На данной стадии конфликта отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но на этой стадии начинаются скрытые конфликтные взаимодействия, цель которых – ввести противников в заблуждение. Хотя члены организации и социальные группы имеют достаточно подробные сведения друг о друге, до предконфликтной стадии они, как правило, не оценивают другие группы или членов организации как потенциальных соперников в конфликте. Такая оценка осуществляется только на конфликтной стадии.
В развитии предконфликтной стадии отмечается несколько этапов:
1. Идентификация причин конфликта, когда члены организации определяют, кто блокирует их потребности и какова доля их участия в этом процессе;
2. Оценка ресурсов и потенциальных возможностей соперников. Оценка имеет важное значение для развития всего конфликта, так как в случае неблагоприятной для себя оценки возможностей соперника социальная группа или индивид могут отказаться от конфронтации, отступить;
3. Поиск сторонников и союзников в конфликте. В организации, характеризуемой достаточно тесными связями между структурными единицами, поиск сторонников наблюдается практически в любом конфликте;
4. Скрытые
конфликтные взаимодействия, которые
включают маскировки, провокации
и другие способы
В целом можно сказать, что суть предконфликтной стадии – подготовка открытых конфликтных взаимодействий, расширение зоны конфликта, т.е. вовлечение в конфликтную ситуацию других подразделений организации и отдельных личностей.
1. Наличие ясно выраженной установки на борьбу с соперником. При отсутствии такой установки полномасштабный конфликт не разгорится, так как члены группы будут отказываться от конфликтных действий в силу боязни, равнодушия, расслабленности или других причин. Установка на борьбу особенно важна для лидеров групп, цель которых – поддерживать стремление к противоборству у остальных членов групп.
2. Наличие инцидента, т.е. ярко выраженных столкновений между соперниками.
3. Непосредственное разрешение конфликта. Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:
1. Подготовительный этап – это диагностика конфликта.
2. Разработка стратегии разрешения и технологии.
3. Непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта – реализация комплекса методов и средств.
Диагностика конфликта включает:
-описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы),
-определение уровня развития конфликта,
-выявление причин конфликта и его,
-измерение интенсивности,
-определение сферы распространенности.
Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта – содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий /2/.
В литературе различаются: «силовая», «компромиссная» и «интегративная» модели разрешения конфликтов. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели – к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа», «выигрыш-выигрыш».
В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению.
-Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить, прежде всего, собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
-Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.
-Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.
-Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата.
-Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо.
Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы /3/.
Способы управления конфликтами:
-Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон;
-Введение независимых контролирующих элементов (комиссии по разрешению спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы);
-Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений;
-Перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую;
-Изменение содержания труда;
2. Социологические и культурные способы управления конфликтами. В данном случае объектом управленческого воздействия являются социальные отношения между членами организации, а также социальные нормы организации, ценности ее членов, коммуникационные сети.
- Изменение содержания властных отношений;
- Изменение отношений зависимости;
-Изменение структуры неформальной социальной группы;
-Изменение системы ценностей;
-Изменение системы коммуникаций /2/.
Причиной
описанного конфликта является пересечение
интересов членов общины и сотрудников
музея. Решение конфликтной ситуации можно
достигнуть с помощью компромисса и переговора
сторон (в данном случае сторонами конфликта
являются сотрудники музея и община). Так
как объект конфликта – здание, то можно
предложить церковной общине другое культовое
здание, более привлекательное с точки
зрения общины; или же вмешаться правительству
города, и в виде распоряжения о беспрецедентном
закреплении здания за музеем решить эту
ситуацию /1/.