Конфликты в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 01:14, реферат

Описание

Постоянные изменения в нашем обществе, экономические, культурные, демографические, ресурсные кризисы затронули все сферы человеческой жизни, что обусловило рост и распространение напряженности и конфликтности. Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что влияет на возникновение конфликтов в социальной среде.

Работа состоит из  1 файл

Психологические методы в конфликтологии.docx

— 37.61 Кб (Скачать документ)

    Конфликты в современном  обществе 

    Постоянные  изменения в нашем обществе, экономические, культурные, демографические, ресурсные  кризисы затронули все сферы  человеческой жизни, что обусловило рост и распространение напряженности  и конфликтности. Неблагоприятная  социальная среда, отрицательно влияя  на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению  отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что влияет на возникновение конфликтов в социальной среде.

    Умение  оптимально вести себя в конфликтных  ситуациях предполагает понимание  причин возникновения конфликтов, психологических  механизмов их действия, динамики развития конфликтов, что позволяет выработать правильный способ поведения людей  в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта.

    Конфликт  по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт - явление не субстанциональное, является следствием чего-то. При всей своей распространенности конфликт - явление временное, а постоянное состояние общества - согласие. Но, несмотря на свой переходящий характер, конфликты  могут причинить огромные разрушения.

    Очевидно, что для глубоко понятия сущности конфликта и своевременного предупреждения его необходимо его социально-психологическое  исследование, методы сбора, определения  и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в  сфере человеческих отношений. В  общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методики  определения уровня внутриличностной конфликтности 

    Исследуя  конфликты, необходимо рассматривать  их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных  подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе  более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

    Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.

    Сегодня в психологии есть не так уж много  методов для изучения внутренней конфликтности личности. Наиболее часто  в психологической практике, в  частности в психотерапии, используется индивидуальная беседа, осуществляемая с помощью различных техник. В комплексных исследованиях применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внутриличностный конфликт человека. Так, Ю. Юрлов в »исследованиях использовал методику Т. Лири (ДМО), методику по изучению ценностных ориентации Рокича и шкалу депрессии. Это позволило ему выявить особенности внутриличностных конфликтов у курсантов военных училищ.

    Для выявления внутриличностного конфликта применяется также методика, разработанная Г. Келлером, которая позволяет определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности. Исследование проводилось в семьях студентов. Выявлено, что у мужчин и женщин превалирует конфликтность в партнерской сфере. Основой ее часто является напряженность сексуальных отношений, с которой связаны отсутствие взаимопонимания, недостаток нежности, неправильное распределение домашних обязанностей, внебрачные связи партнера и отсутствие общих планов на будущее. Установлено, что при конфликтах в партнерской сфере ухудшаются возможности трудовой адаптации.

    Полагая, что существует взаимосвязь межличностных  и внутриличностных конфликтов, Е. Иванова и А. Светличный выявляли эти типы конфликтов с помощью методики определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Кроме выделения пяти типов реагирования в конфликтной ситуации, предложены следующие варианты объяснения.

    1. Определение отвергаемого способа реагирования, т.e. набравшего минимальное количество баллов. По аналогии с другими методиками, основанными на принципе выбора (методики Люшера, Зонди и др.), авторы предполагают, что отвергается обычно подавляемая потребность. Сравнение предпочитаемого и отвергаемого способов реагирования выявляет внутриличностный конфликт.

    2. Применение трансактного анализа. С этой позиции способы поведения выглядят следующим образом. В сопротивлении проявляется позиция Родителя, в сотрудничестве - Взрослого, избегании и приспособлении - Ребенка, в компромиссе - Родителя и Ребенка. Компромисс является способом, соединяющим в себе разнонаправленные позиции. Это более эмоционально нагруженный способ реагирования в конфликте, приводящий к усилению внутриличностного конфликта.

    3. Анализ способов реагирования (предпочитаемых и отвергаемых) с позиции соотношения своих интересов и оппонента. Такой подход, по мнению Е. Ивановой и А. Светличного, выводит на проблему конфликта внутриличностных интересов. Например, выбор соперничества и отвержение приспособления свидетельствуют о бессознательной недооценке своих интересов и стремлении компенсировать это их активным утверждением. Экспериментально это подтверждено данными, полученными по методике Т. Лири.

    Не  всегда удается в ходе психологической  диагностики выявить степень  внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу. Исходя из этого один из авторов (А. Шипилов) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности, В основу методики положено понимание внутриличностного конфликта и его видов. Здесь же отметим, что выделяется шесть видов внутриличностного конфликта: мотивационный (между «хочу» и «хочу»), нравственный (между «хочу» и «надо»), ролевой (между «надо» и «надо»), адаптационный (между «надо» и «могу»), конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу») и неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»). Методика позволяет:

    * определить степень внутриличностной конфликтности человека;

    * выявить наиболее переживаемые  типы внутриличностных конфликтов;

    * определить основные сферы актуальной  внутриличностной конфликтности человека (мотивационная, долженствования, самооценки).

    Для проверки валидности методики различные категории опрашиваемых (школьники выпускных классов, военнослужащие срочной службы, мужчины среднего возраста и женщины от 25 до 55 лет) тестировались по опросникам Г. Айзенка и Д. Кеттела.

    Для проверки надежности методики исследовалось  влияние развитости волевых качеств  личности на уровень ее конфликтности. Развитость волевых качеств помогает человеку преодолеть внутренние проблемы с меньшими издержками (С. Рубинштейн, Т. Агафонов, В. Богословский). С помощью  методики «Личностный дифференциал»  определялась развитость таких качеств, как решительность, уверенность, самостоятельность, невозмутимость и независимость.

    Полученные  результаты позволили сделать ряд  выводов:

    * Чем выше степень напряженности,  тем выше уровень внутриличуостной конфликтности.

    * Чем более развиты у человека  решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность,  тем ниже острота переживания  внутриличностных конфликтов.

    * Такие волевые качества, как невозмутимость  и одержимость, характерны для  человека с высоким уровнем  внутриличностной конфликтности.

    * Развитость самостоятельности и  нормативности поведения не оказывает  заметного влияния на внутриличностную конфликтность.

    * Существует сильная положительная  взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и нейротизма.

    * Выявлена отрицательная взаимосвязь  между уровнями внутриличностной конфликтности и экстраверсии.

    * Подтверждено, что люди с развитым  интеллектом острее переживают  внутриличностные конфликты. Исследования на различных выборках (по профессиям, возрасту, полу) показали, что острее переживаются конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро - мотивационные и нравственные конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Возможности тестов в определении  конфликтности человека 

    На  сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник, или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.

    Опросник А. Басса - А. Дарки. Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности. Предложен в 1957 г. Агрессия рассматривается авторами методики как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций:, физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизме, обиде, зависти, подозрительности. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности, а также враждебности. Выделяет низкий, средний и высокий уровни.

    В ряде исследований (В. Згуро, А. Шипилов, Ю. Канатаев, С. Дохолян) показано, что конфликтные люди имеют высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликтных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью физической или вербальной агрессии(соотношение индивидуальных уровней агрессивности в группах с высокой и низкой степенью конфликтности, %: 1 - высокий уровень агрессивности; 2 - средний; 3 – низкий).

    Диагностика МЛО - методика изучения взаимоотношений в малой группе. Создана Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Адаптирована и опубликована в нашей стране в 1972 г. Дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим (выделяется восемь типов). Наиболее конфликтными являются прямолинейно-агрессивный (третий тип) и недоверчиво-скептический (четвертый тип). При превышении их уровня 8 баллов (из 16 возможных) высока вероятность конфликтности личности. Об этом говорит их взаимосвязь с агрессивными реакциями личности.

    Как видно, например, прямолинейно-агрессивный  тип отношения к окружающим положительно коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом и обидой. Для недоверчиво-скептического типа свойственны косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.

    Личностный  опросник Г. Айзенка. Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсияинтроверсия» и «нейротизм-стабильность». Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности. Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена.

    16-факторный  личностный опросник Кеттелла. Его также можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликтных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (t-критерий) между факторами. Статистически значимыми различия оказались по следующим факторам: F - беспечность-озабоченность (t = 3,43 ? = 0,01); G - сила-слабость «сверх Я» (t = 5,7, ? = 0,001); H - смелость робость (t = 2,36, ? = 0,05); I - суровость-нежность (t = 2,38, ? = 0,05); ? - расчетливость-наивность (t = 2,37, ? = 0,01). Анализ показывает, что относительно более конфликтные личности по сравнению с бесконфликтными обладают следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость. Это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству личности.

    Шкала реактивной и личностной тревожности. Разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю. Ханин. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности подтверждена в ряде исследований (Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева).

Информация о работе Конфликты в современном обществе