Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 01:14, реферат
Постоянные изменения в нашем обществе, экономические, культурные, демографические, ресурсные кризисы затронули все сферы человеческой жизни, что обусловило рост и распространение напряженности и конфликтности. Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что влияет на возникновение конфликтов в социальной среде.
В 60-е годы группой отечественных ученых (А. Быстрицкая, В. Васильев, Ф. Горбов, М. Новиков, А. Саввин и др.) проводилась серия экспериментов по исследованию внутригрупповых конфликтов в ходе совместной деятельности. Использовалась методика, основу которой составляло устройство «Гомеостат». Предметом исследования выступала эмоциональная и поведенческая сферы взаимоотношений людей в конфликтной ситуации. Для «провоцирования» группы к конфликту использовались: предъявление группе неразрешимых задач с предварительным обучением на разрешимых задачах; предъявление группе сложных задач с предварительным обучением на легких задачах; внесение помехи в коллективную деятельность в результате скрытого участия экспериментатора в качестве одного из членов группы.
С целью изучения когнитивного конфликта и условий перерастания его в межличностный Н. Фрыгина проводила эксперимент, основой которого являлось групповое обсуждение рассказов по предъявленным картинкам из набора проективной методики TAT. Эксперимент в 80-е годы применялся преимущественно для изучения конфликтных отношений в детской среде. Кроме того, Э. Киршбаум экспериментально моделировал типичные конфликтные ситуации в учебном процессе. Им доказано, что психологическая защита как способ разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе нежелательна.
Экспериментальное
изучение конфликта основывается на
моделировании конфликтных
Сложность
конфликта как явления
В конфликтологии используются методы и методики, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии. С целью изучения внутриличностных конфликтов могут применяться: индивидуальная беседа; методика Т. Лири; шкала депрессии; методика Г. Келлера; опросник К. Томаса; методика по определению уровня внутриличностной конфликтности.
Для определения уровня межличностной конфликтности личности могут быть применены следующие тесты и личностные опросники: опросник Басса - Дарки; диагностика МЛО; опросник Айзенка; 16-факторный опросник Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности; методика «Qсортировка»; опросник К. Томаса и др.
Межличностные
конфликты в группе обычно изучаются
с помощью следующих методов
и методик: наблюдение; социометрия
и ее модификации; модульная методика
диагностики межличностных
Список
используемой литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. - М.: Проспект, 2007.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.
4. Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Курбатов В.И. Конфликтология. - Ростов н/Д:Феникс, 2005.
6. http://psy.piter.com/
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Социальная литература, 1996.
8. Громова О.Н. Конфликтология.- М.: Экмос. 2000.
9. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики. 2000.