Конфликты в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 01:14, реферат

Описание

Постоянные изменения в нашем обществе, экономические, культурные, демографические, ресурсные кризисы затронули все сферы человеческой жизни, что обусловило рост и распространение напряженности и конфликтности. Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что влияет на возникновение конфликтов в социальной среде.

Работа состоит из  1 файл

Психологические методы в конфликтологии.docx

— 37.61 Кб (Скачать документ)

    В 60-е годы группой отечественных  ученых (А. Быстрицкая, В. Васильев, Ф. Горбов, М. Новиков, А. Саввин и др.) проводилась серия экспериментов по исследованию внутригрупповых конфликтов в ходе совместной деятельности. Использовалась методика, основу которой составляло устройство «Гомеостат». Предметом исследования выступала эмоциональная и поведенческая сферы взаимоотношений людей в конфликтной ситуации. Для «провоцирования» группы к конфликту использовались: предъявление группе неразрешимых задач с предварительным обучением на разрешимых задачах; предъявление группе сложных задач с предварительным обучением на легких задачах; внесение помехи в коллективную деятельность в результате скрытого участия экспериментатора в качестве одного из членов группы.

    С целью изучения когнитивного конфликта  и условий перерастания его в  межличностный Н. Фрыгина проводила эксперимент, основой которого являлось групповое обсуждение рассказов по предъявленным картинкам из набора проективной методики TAT. Эксперимент в 80-е годы применялся преимущественно для изучения конфликтных отношений в детской среде. Кроме того, Э. Киршбаум экспериментально моделировал типичные конфликтные ситуации в учебном процессе. Им доказано, что психологическая защита как способ разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе нежелательна.

    Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях. Берутся простые конфликтные  игры, разработанные в зарубежной психологии, и более сложные конфликтные  ситуации, моделирующие реальные столкновения. Во-первых, подобные исследования межличностных конфликтов связаны с трудностями организационного плана. Некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Во-вторых, на основе моделируемых конфликтов нельзя делать выводы применительно к жизненным ситуациям. Нет уверенности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реальных конфликтах. Кроме того, в эксперименте трудно смоделировать мотивацию, характерную для реальной конфликтной ситуации. А именно мотивация сторон является определяющей для многих параметров конфликта. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутри групповых и межличностных конфликтов. 

    Сложность конфликта как явления внутренней жизни человека и социального  взаимодействия предъявляет высокие  требования к методам и методикам  его изучения. Конфликтология, будучи сравнительно молодой научной дисциплиной, объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии.

    В конфликтологии используются методы и методики, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии. С целью изучения внутриличностных конфликтов могут применяться: индивидуальная беседа; методика Т. Лири; шкала депрессии; методика Г. Келлера; опросник К. Томаса; методика по определению уровня внутриличностной конфликтности.

    Для определения уровня межличностной  конфликтности личности могут быть применены следующие тесты и  личностные опросники: опросник Басса - Дарки; диагностика МЛО; опросник Айзенка; 16-факторный опросник Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности; методика «Qсортировка»; опросник К. Томаса и др.

    Межличностные конфликты в группе обычно изучаются  с помощью следующих методов  и методик: наблюдение; социометрия  и ее модификации; модульная методика диагностики межличностных конфликтов; цветовой тест отношений; ретроспективный  анализ конфликтов; изучение документов; различные типы опросов; проективные  методики, в частности, детский рисунок  «Моя семья»; эксперимент. 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

    1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

    2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. - М.: Проспект, 2007.

    3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.

    4. Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006.

    5. Курбатов В.И. Конфликтология. - Ростов н/Д:Феникс, 2005.

    6. http://psy.piter.com/

    7. Берн Э. Игры, в которые играют  люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Социальная литература, 1996.

    8. Громова О.Н. Конфликтология.- М.: Экмос. 2000.

    9. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики. 2000.

Информация о работе Конфликты в современном обществе