Контроль усвоения психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание

В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. В педагогической психологии понятие «контроль» употребляется в несколько ином смысле – как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию изучаемой

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1.Теоретические основы усвоения контроля психологических знаний……..
2.Контроль как учебное действие……………………………………………………………………
3.Методика организации контроля усвоения психологических знаний…………..
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………….37
Приложение…………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!.docx

— 60.83 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. (Родителям о детях) - Мн., 2007.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М., 2008.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2005.
  4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 2006.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2001.
  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2003.
  7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 2004.
  8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 2002.
  9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2002.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2006.
  11. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 2006. № 2.
  12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 2006.
  13. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 2008.
  14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 2007.
  16. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 2009.
  17. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М., 2001.
  18. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. М., 2008.
  19. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 2007.
  20. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003-2009.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2006.
  22. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 2001.
  23. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 2002.
  24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. Заведений - М., 2008.
  25. Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека - М., 2005.
  26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 2005.
  27. Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта - М., 2001.
  28. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 2007.
  29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2009.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

План-конспект урока по психологии в 6-м классе: "Моя индивидуальность"

 

Цели:

- обобщить понятие “индивидуальность”,

- учить находить в себе главные индивидуальные черты,

- определять свои личностные особенности,

- учить видеть индивидуальность в окружающих.

 

Задачи:

 

Обучающие:

- дать представление о понятии “индивидуальность”,

- показать, что каждый человек является индивидуальностью.

 

Развивающие:

- развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих,

- развитие коммуникативных качеств личности,

- развитие толерантности, эмпатии.

 

Воспитывающие:

- воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему миру.

 

Форма проведения – тренинг.

 

Структура занятия:

Разминка – 5 мин.

Введение в основную тему занятия – 25 – 30 мин.

Рефлексия – 5 мин.

 

Ход занятия.

Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется “волшебный микрофон”.

 

I Разминка.

“У меня лучше всего  получается…” (все учащиеся продолжают фразу по кругу).

 

- Чему бы вы хотели  научиться у других?

 

II Введение в основную  тему занятия.

 

1. “Все мы – некоторые  – один я”:

Встаньте те, кто сегодня  чистил зубы (выбирается признак общий  для всех).

Встаньте те, у кого длинные  волосы (выбирается признак присущий некоторым).

Встаньте те, кто в красной  кофте (выбирается индивидуальный признак).

 

- Посмотрите, некоторые качества  присущи всем; а некоторые только  одному человеку. Качества, присущие  только одному человеку называются  индивидуальными.

 

2.Чтение и обсуждение  сказки “Фея” (эта сказка посвящена  актуальным для подросткового  и юношеского возраста вопросам  – самоопределения и определение  своего места в жизни, вопрос, на который отвечает каждый  человек в этом возрасте: “Кто Я?”, героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому у сказки открытый финал) [1]

 

Сказка о забывчивой Фее.

 

Жила – была Фея, такая  забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что  она – Фея. Однажды утром Фея  вышла из дому и подошла к цветущему  лугу. “Здравствуй, Цветок”, - обратилась она к колокольчику.

 

Колокольчик сразу обрёл  голос и ответил Фее: “Здравствуй, Цветок!”. (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают только цветам.)

 

И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала  росы и улыбалась ветерку. Она  разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они  обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали  увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И Фея поняла, что она  не цветок.

 

На лугу паслись олени.

 

“Кто вы?” – спросила Фея.

 

“Олени, конечно, как и  ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) – Мы очень красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!”

 

И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила  зима. Оленье стадо ушло в горы. Они  скакали по склонам, пили воду из водопадов.

 

И Фея поняла, что она  не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими  и драгоценными. Она жила среди  рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живёт  среди облаков.

 

Эта сказка не окончена. Сказка продолжается.

 

Вопросы для анализа сказки:

Следовало ли Фее жить среди  цветов и оленей?

Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?

Что значит “жить не своей  жизнью”? Легко ли человеку, если он живёт “не своей жизнью”?

Что значит “быть самим  собой”?

Как вы понимаете слова  “найти своё место в жизни”?

Что значит “быть индивидуальностью”?

 

3. “Мой портрет в лучах  солнца”.

 

Каждый ученик рисует на листочке солнце, в центре пишет  своё имя, на лучиках – несколько  своих положительных качеств  характера, после этого листочек передаётся по кругу, каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке. Это будет ответ на вопрос “Почему  я заслуживаю уважение?”

 

4. “Незаконченные предложения” (все учащиеся продолжают по  очереди):

Я как цветок, когда…

Я как кошка, когда…

Я как ветер, когда…

Были ли одинаковые ответы в группе? О чём это говорит?

 

5. “Ассоциации”.

 

Один участник выходит  за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий  и задаёт вопросы:

 

- С каким деревом (цветком,  сказочным героем, маркой автомобиля…)  ассоциируется загаданный человек?

 

По ответам учащихся ведущий  должен отгадать, кого же загадали.

 

III Рефлексия занятия: 

Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?

Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

 

 

 

Литература.

 

1. Черняева С.А. Психотерапевтические  сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.

 

 


Информация о работе Контроль усвоения психологических знаний