Контрольная работа по дисциплине: "Экспериментальная психология "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание

Метод - это путь исследования, познания, а также способов получения данных в процессе исследования. Экспериментальный метод в широком смысле слова определяется как изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности. В узком смысле – это термин «экспериментирования» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода. С точки зрения норматива рассуждений исследователя экспериментальных метод выступает в качестве образца гипотетико-детуктивного рассуждения.
Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных наука

Работа состоит из  1 файл

Контр.рабэкспер.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, другая сложность интерпретации  наблюдается за счет того, что возможно вмешательство третьей переменной помимо двух других, которые исследуются, и изменения, которые выявляются в зависимой переменной, происходят за счет третьей переменной, а не за счет независимой переменной. Однако в некоторых случаях корреляционный метод является предпочтительнее, чем экспериментальный метод. Прежде всего для переменных, которые не годятся для экспериментальной манипуляции, таких как пол, возраст, психологическое состояние, например, депрессия, события в жизни индивидуумов, такие, как самоубийство и т. д.

     Кроме того, он является предпочтительнее экспериментального метода в случаях, в которых установление определенных величин переменных возможно только для низших уровней величин по причинам этического характера, например, причинение боли субъектам, провокация тревоги субъектов. И наконец, данный метод предпочтительнее экспериментального, потому что позволяет быстро провести исследование, то есть позволяет сэкономить время и деньги. В некоторых случаях исследования, проведенные корреляционным методом, могут рассматриваться как пилотажные. Они предназначены для получения результатов, которые анализируются, на основании которых размышляют о том, что произошло, и затем на базе всего этого проводят экспериментальное исследование. 

     Корреляционным  называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.

     «Корреляция»  в прямом переводе означает «соотношение». Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. 

  1. Понятия: независимая переменная, зависимая переменная, внешние переменные.
 

     Переменная  в широком смысле - реальность , изменения которой могут быть каким-то образом измерены. Переменная -

     1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

     2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в Эте.

     Переменная, которой манипулируют, подвергают изменению, называется независимой переменной. Независимая переменная — это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменения независимой переменной, называется зависимой переменной. Иными словами, эксперимент — это метод исследования, при котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых переменных) на другой класс переменных (зависимых переменных). При этом предполагается, что зависимая переменная должна изменяться как функция изменений независимой переменной. Измеряемые изменения зависимой переменной рассматриваются как «зависимые» от манипулирования независимой переменной. Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

     Внешние ("прочие") переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (факторвремени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы уровень дополнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реальности. 

7. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий возрастающую зависимость между независимой и зависимой переменной. 
 

       

   Второй  вариант: физическое здоровье при наличии  высокого уровня интеллекта увеличивает  шанс получить более высокий статус в группе (рис. 5.2).

   В этом случае получен эффект расходящегося  взаимодействия двух независимых переменных. Вторая переменная усиливает влияние  первой на зависимую переменную.

   Третий  вариант: сходящееся взаимодействие –  физическое здоровье уменьшает шанс интеллектуала приобрести более высокий статус в группе. Переменная «здоровье» уменьшает влияние переменной «интеллект» на зависимую переменную. Есть и другие случаи этого варианта взаимодействия: переменные взаимодействуют так, что увеличение значения первой приводит к уменьшению влияния второй с изменением знака зависимости (рис. 5.3).  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   У больных детей, обладающих высоким  уровнем интеллекта, меньше шанс получить высокий статус, чем у больных  детей с низким интеллектом, а  у здоровых – связь интеллекта и статуса позитивная.

   Теоретически  возможно представить, что больные  дети будут иметь больший шанс получить высокий статус при высоком  уровне интеллекта, чем их здоровые низкоинтеллектуальные сверстники.

   Последний, четвертый, возможный вариант наблюдаемых в исследованиях отношений между независимыми переменными: случай, когда между ними существует пересекающееся взаимодействие, представленное на последнем графике (рис. 5.4).  

   

 
 

     Монотонно возрастающая зависимость наблюдается  тогда, когда увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной (см. рис.).  Монотонно-возрастающая зависимость.

     Например: возрастание уровня слуховых ощущений при усилении интенсивности звука. Ограничение – слуховой порог. (верхний порог чувствительности).

       
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Для чего необходимо планирование эксперимента? Виды планов.
 

     Планирование  эксперимента — один из важнейших  этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента. Экспериментальный план - это описание структуры и последовательности проведения эксперимента.

     Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.

     Экспериментальный план создаётся для того, чтобы  ответить на основные вопросы о:

     • количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);

     • количестве уровней независимой  переменной (изменяется ли независимая  переменная или остаётся постоянной?);

     • методах контроля дополнительных, или  возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):

а) метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной);

б) метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),

в) метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).

     Одним из самых важных вопросов, на которые  должен ответить экспериментальный  план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования.

     Планирование включает в себя два этапа.

1. Содержательное планирование эксперимента:

- Определение  ряда теоретических и экспериментальных  положений, образующих теоретическую основу исследования.

- Формулировка  теоретических и экспериментальных гипотез исследования.

- Выбор  необходимого метода эксперимента.

- Решение вопроса выборки испытуемых:

1 - Определение состава выборки.

2 - Определение  объёма выборки. 

3 - Определение способа формирования выборки.

2. Формальное планирование эксперимента:

- Достижение  возможности сравнения результатов.

- Достижение  возможности обсуждения полученных данных.

- Обеспечение  экономичного проведения исследования.

     Главной целью формального планирования считается исключение максимально  возможного числа причин искажения результатов.

     Виды  планов:

     1. Простые (однофакторные) планы – предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.

     - Опыты с воспроизводимыми условиями. В сравнении с опытами с привлечением двух независимых групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной). Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную.

     - Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной) – опыты, в которых экспериментальному воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель — проверка действия одной независимой переменной.

     2. Комплексные планы составляются для экспериментов, в которых изучается либо воздействие нескольких независимых переменных (факторные планы), либо последовательное воздействие различных градаций одной независимой переменной (многоуровневые планы).

     - Планы для многоуровневых экспериментов. Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два её значения, считается скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований используется три или более значений независимой переменной, — такие планы часто называют однофакторными многоуровневыми. Такие планы могут использоваться как для исследования нелинейных эффектов (то есть случаев, когда независимая переменная принимает более двух значений), так и для проверки альтернативных гипотез. Преимущество — в возможности определить вид функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными. Недостаток заключается в больших временных затратах, а также в необходимости привлечь больше участников.

     - Факторные планы подразумевают использование более чем одной независимой переменной. Таких переменных, или факторов, может быть сколько угодно, но обычно ограничиваются использованием двух, трёх, реже — четырёх. Факторные планы описываются с помощью системы нумерации, показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней), принимаемых каждой переменной.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Экспериментальная психология "