Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
Метод - это путь исследования, познания, а также способов получения данных в процессе исследования. Экспериментальный метод в широком смысле слова определяется как изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности. В узком смысле – это термин «экспериментирования» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода. С точки зрения норматива рассуждений исследователя экспериментальных метод выступает в качестве образца гипотетико-детуктивного рассуждения.
Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных наука
3. Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи. Эти планы часто применяются в прикладной психологии.
- Планы ex post facto - исследования, в которых сбор и анализ данных производится после того, как событие уже свершилось, многие относят их к квазиэкспериментальным. Суть исследования в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых: в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. При планировании исследования имитируется схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и тестированием после воздействия.
- Планы экспериментов с малым N также называют «планами с одним субъектом», так как индивидуально рассматривается поведение каждого испытуемого. Одной из главных причин использования экспериментов с малым N считается невозможность в некоторых случаях применить результаты, полученные из обобщений на больших группах людей, ни к одному из участников индивидуально (что, таким образом, приводит к нарушению индивидуальной валидности).
4. Планы корреляционных исследований — исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи (корреляции) между несколькими (двумя или более) переменными. От квазиэкспериментального отличается тем, что в нём отсутствует управляемое воздействие на объект исследования. В корреляционном исследовании учёный выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определёнными внешними уровнями и психическими состояниями. Испытуемые должны быть в эквивалентных неизменных условиях.
Виды корреляционных исследований:
• Сравнение двух групп
• Одномерное исследование
• Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп
• Многомерное корреляционное исследование
• Структурное корреляционное исследование
•
Лонгитюдное корреляционное исследование
В
1946 г. американским психологом и психофизиком
С. Стивенсом [Stevens S.S. (Ed.) Handbook of Experimental Psychology.
N.Y.: Wiley, 1951; в рус. пер. Экспериментальная
психология. В 2-х т. Т. 1. М., 1960; Т 2. М., 1963]
была предложена классификация шкал, в
которой были выделены следующие их типы:
Шкала
наименований. Шкала наименований
получается путем присвоения «имен» объектам.
При этом нужно разделить множество объектов
на непересекающиеся подмножества. Иными
словами, объекты сравниваются друг с
другом и определяется их эквивалентность—
Шкала порядка. Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение — порядок (отношения «не больше» и «меньше»). Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оценивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.
Шкала интервалов. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.
Шкала отношений. — наиболее часто используемая в физике шкала. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Другие шкалы. 1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет», так называемое «точечное» свойство. 2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует аддитивная группа действительных чисел. 3. Абсолютная шкала является развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шкалой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, — одно из проявлений абсолютной шкалы.
1. Номинальная шкала (nominalis - именной), или шкала наименований: элементы группируются в отдельные классы, которые получают номера или названия, не имеющие количественного выражения (например, номера автомашин или пол испытуемого). Данная шкала допускает лишь операцию установления равенства – неравенства. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: числа случаев, моды, корреляции с использованием коэффициента φ (фи) и критерия c2.
Таким
образом, численные характеристики,
которые приписываются
2. Порядковая, или ординальная (ordinarius - обычный), шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, но при этом не используется единица измерения (например, призовые места на спортивном соревновании или ранжирование по росту и весу). Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства и больше – меньше, т.е. позволяет ранжировать элементы. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: медианы, коэффициент ранговой корреляции.
Таким образом, порядковая шкала измерений представляет собой набор порядковых мест, или рейтинги. Рейтинг (от англ. rating – оценка, разряд) - числовой показатель, свидетельствующий о месте индивида в ряду других по критерию выраженности у него каких-либо характеристик, в том числе психологических. Определение рейтингов осуществляется экспертами на основе использования порядковых шкал. Так, в списках успеваемости студентов обычно отражаются их места в группе: 1-е, 2-е, З-е, 50-е и т. д. Из такого списка можно узнать, что один студент получает более высокие оценки, чем другой.
3. Интервальная шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия). Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства, больше – меньше и равенства – неравенства интервалов. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: среднего арифметического, линейной корреляции и t- и F-критериев.
Интервальная шкала дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями. Наиболее распространенный пример использования интервальной шкалы — психологические тесты личности, установок и способностей
4. Шкала отношений, или пропорциональная шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, в качестве точки отсчета рассматривается 0 (например, измерение расстояний в километрах). Этот вид шкал мало используется в психологической диагностике, т.к. наличие нулевой точки, когда то или иное свойство полностью отсутствует, проблематично для большинства психологических конструктов. Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства, больше – меньше, равенства – неравенства интервалов и равенства – неравенства отношений. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможны все операции математической статистики.
В
случае шкалы отношений принципы
упорядоченности и равных интервалов
перенесены из структур порядковых шкал
и интервальных шкал, но в отличие
от них шкала отношений имеет
точку истинного нуля. На шкале отношений
отметка ноль означает полное отсутствие
измеряемого признака. Например, если
количество ошибок для крысы, пробежавшей
лабиринт, имеет значение ноль, то это
означает отсутствие неправильных поворотов.
Шкала отношений обычно используется
при исследованиях, в которых проводятся
измерения физических величин, таких как
расстояние, вес или время.
Параметрическими называются те статистические критерии, которые используют в процессе расчетов параметры распределения, то есть средние значения и дисперсии (среднеквадратические отклонения). Помимо этого, должно выполняться требование соответствия эмпирического распределения нормальному распределению (по крайней мере, с известной степенью приближенности).
Непараметрическими называются критерии, не включающие в формулу расчета параметры распределения, и оперирующие частотами или рангами. Последующие критерии, представленные в настоящем пособии относятся к непараметрическим.
а) значения признака могут быть представлены в любой шкале, начиная от шкалы наименований;
Параметрические методы проверки гипотез (parametric tests) предполагают, что изучаемые переменные измерены с помощью интервальной шкалы. Предполагают, что изучаемые переменные измерены с помощью интервальной шкалы.
Непараметрические
методы проверки гипотез (nonparametric tests)
предполагают, что переменные измерены
с помощью номинальной
или порядковой шкал. Предполагают,
что переменные измерены с помощью номинальной
или порядковой шкал.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Экспериментальная психология "