Контрольная работа по дисциплине «Организационное поведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание

По Олпорту направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.
Целью исследовани

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа, вар. 17 2012г.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

Факультет Менеджмента  и Маркетинга

Специальность Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организационное поведение»

с использованием компьютерной обучающей программы

Вариант №17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнил:       

                                                                        Студент:             4 курса

                                                                       Специальность:   менеджмент

                                                                       Группа:                (день)

                                                                        № з/к:                  

 

                                           

                                                                        Преподаватель: к.п.н., доцент

                                                                                                         Ивкин С.А.

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга 2012

Теоретический вопрос.

Теория черт. Ситуационный подход.

 

Теория черт - подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях. 

По Олпорту направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты  личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью  он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с  одной стороны, и социокультурной  средой, с другой стороны.

Он считает, что  теория личности должна учитывать:

    1. многочисленные черты, составляющие индивидуальность;
    2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;

3. взаимодействие  факторов наследственности и  среды между собой.

По Кеттелу  личность - это то, что позволяет  нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

Формула Кетелла для предсказания поведения:

R= f (S, P) - уравнение спецификации

Суть её: то, что  человек делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

Чтобы точно  предсказать поведение человека нужно рассматривать черты личности (1) + другие переменные (настроение в  данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией) (2).

Черта - то, что  определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они  обнаруживаются в поведении и  обусловливают предрасположенность  поступать единообразно в различных  обстоятельствах и различное  время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Структурные принципы: категории черт личности

В результате проведения многократных процедур факторного анализа  при исследовании тысячи субъектов  и полученного обширного эмпирического  материала, Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттел классифицировал все личностные черты. В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии:

1. поверхностные  черты - исходные черты 
Исходные черты - это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых выстраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты - продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны, чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту - невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

2. конституциональные  черты - черты, сформированные  окружающей средой.

Исходные черты  он делит на:

1. конституциональные - развиваются  из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю - может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.

2. черты, сформированные  средой - обусловлены влиянием социального  и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном  городке.

3. Способность, темперамент  и динамические черты. 
Исходные черты можно также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

Черты, которые отражают способности  человека - определяют умения человека и его эффективность в достижении цели (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация).

Черты темперамента относятся  к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует  на стресс спокойно-истерично.

Самым важным вкладом Кетелла  в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий индивида и только после этого возможно исследование личностные мотивы поведения человека. Он полагал, что любому исследователю необходимо выявить черты личности. Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также статистическое руководство - многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты. Он полагал, что личность на треть определяется генетикой, на две трети - средой.

Структура личности по Кеттелу  состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа.

А - отзывчивость-отчужденность

В - интеллект

С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость

Е - доминантность-подчиненность

F - рассудительность-беспечность

G - сознательность-безответственность

H - смелость-робость

I - жесткость-мягкость

L - доверчивость подозрительность

M - мечтательность практичность

N - дипломатичность-прямолинейность

О - склонность к опасениям-спокойствие

Q1 - радикализм-консерватизм

Q2 - самодостаточность-комформизм

Q3 - недисциплинируемость- контролируемость

Q4 - расслабленность-напряженоость

Касаясь вопроса  о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае. Если она имеет высокие нагрузки в большом количестве образцов поведения (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и ещё меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость) и так далее по всему списку.

Итак, личность по Кеттелу - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты образует реальное единство, понимаемое нами как личность.

Решающую роль в эффективном  менеджменте играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.

Основными ситуационными  теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель»  Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.

В основе большинства  ситуационных моделей лежит положение  о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

Большое значение имеет теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара. В ее основе лежит положение о том, что эффективный стиль лидерства зависит от «зрелости» исполнителей. Зрелость определяется квалификацией, способностями и опытом работников, готовностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели, т.е. является характеристикой конкретной ситуации.

Анализируя различные  сочетания ориентации на рабочие  задачи и человеческие взаимоотношения, П. Герси и К. Бланшар выделили следующие стили руководства: приказной, тренировочный, участия в управлении (поддерживающий) и делегирования, соответствующие уровням развития работников.

Теория устанавливает  четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала:

  • высокая ориентация на задачу и низкая на людей (давать указания);
  • одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);
  • низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);
  • одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).

Данная теория утверждает, что эффективный стиль руководства  должен быть всегда разным в зависимости от зрелости исполнителей и характера управленческой ситуации.

Модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):

  • А1 — менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;
  • А2 — менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;
  • С1 — менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;
  • С2 — аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;
  • G2 — решение принимает группа, в которой менеджер играет роль «председателя».

Применение каждого  из этих стилей зависит от ситуации (проблемы), для оценки которой разработаны семь последовательно используемых в процессе принятия решения критериев: значение качества решения; наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия эффективного решения; степень структурированности проблемы; значение причастности подчиненных для принятия эффективного решения; вероятность поддержки автократического решения руководителя; степень мотивации подчиненных при решении проблемы; вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Организационное поведение»