Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:57, контрольная работа
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. понятие образовательного процесса………………………………………….5
2. педагогический процесс как целостная система……………………………..8
2.1. педагогическое взаимодействие…………………………..………..11
3. взаимосвязь образования и воспитания……………………………………..13
4. роль и место образования в преобразовании общества…………………….15
4.1. значение образования как фактора социальной мобильности……17
4.2. социальные функции образования………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26
Таким образом, любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе это результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. В отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.
Педагогический
процесс осуществляется в специально
организованных условиях, которые связаны,
прежде всего, с содержанием и
технологией педагогического
Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они достаточны и необходимы для возникновения любой педагогической системы.
Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.
2.2. Педагогическая задача
Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.
Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.
Можно
считать, что это основная клеточка
педагогического мастерства, решение
которой отражает уровень профессионализма
педагога. Педагогическая задача - это
всегда осмысление сложившейся педагогической
ситуации с целью преобразования ее, перевода
на новый уровень, приближающий к цели
педагогической деятельности. Вся педагогическая
деятельность состоит из цепи педагогических
ситуаций. Они создаются как учителем,
так и учениками, спонтанно и специально.
Так же педагогическая задача - это материализованная
ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся
взаимодействием педагогов и воспитанников
с определенной целью.10
3. Взаимосвязь образования и воспитания
Отношение
понятий «образование» и «
Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Являясь
составной частью воспитания, обучение
отличается от него степенью регламентированности
педагогического процесса нормативными
предписаниями, как содержательного
плана, так и организационно-
Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования, обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры).
Воспитание
и обучение как способы осуществления
педагогического процесса составляют,
таким образом, технологии образования,
в которых фиксируются целесообразные
и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения
выдвинутых целей образования. Педагогическая
технология - это последовательная, взаимообусловленная
система действий педагога, связанных
с применением той или иной совокупности
методов воспитания и обучения, осуществляемых
в педагогическом процессе с целью решения
различных педагогических задач: преобразование
содержания образования в учебный материал;
выбор методов, средств и организационных
форм педагогического процесса.11
4. Роль и место образования в преобразовании общества.
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.12
Трансформация российского общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации, изменяющих мотивацию деятельности и возможность экономических достижений практически всех категорий населения. Радикальные изменения отношений собственности и власти привели к формированию новой шкалы равенства-неравенства в социальной организации общества. Основная тенденция трансформации российского общества - углубление социального неравенства.
Такое положение вещей ведет к усилению дезинтеграционных процессов, поляризации и социального неравенства, ограничению восходящей мобильности и, в конечном счете, к замкнутости верхних слоев, т.е. к тому, от чего общество пытается уйти. Этот процесс сопровождается маргинализацией значительной части населения. Отличительной чертой состояния маргинальности в России является:
- во-первых, то, что она вызвана массовой нисходящей мобильностью в условиях общего кризиса и радикальных реформ;
- во-вторых, она носит преимущественно вынужденный характер под влиянием внешних факторов, связанных с социально-экономической и социокультурной трансформацией общества в целом, которая заставила социальные группы, имевшие ранее высокий статус, изменить или полностью утратить его и связанные с ним социальную среду, социальные связи и систему ценностных ориентаций.
Состояние маргинальности
Таким образом, маргинальная позиция образованных слоев российского общества, в большей степени навязанная новой экономической ситуацией, не может не влиять на статус образования в системе ценностей россиян. Поскольку высшее образование, главным образом техническое, в данной ситуации становится в большей степени фактором нисходящей социальной мобильности, следовательно, снижается ценность самого образования.
4.1. Значение образования как фактора социальной мобильности
В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.
Образование становится одним
из решающих факторов
с одной стороны, глобализация
и перенос отношений
с другой стороны, в условиях
трансформации российского
Большинство западных
Другой основной фактор
Это, в свою очередь,
Следовательно, полученное
4.2. Социальные функции образования
Социологический анализ
Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»