Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Целью данной работы рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.

Содержание

Введение 3
Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка 5
Отцовство в меняющихся социокультурных условиях 10
Роль отца в воспитании ребенка 13
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Роль отца в формировании личности ребенка 5 курс.docx

— 45.56 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «___________________________________________________»

Студента _____курса_____группы_________________________факультета

________________________________________________________________ 
 
 
 
 

Проверил  преподаватель:___________________ 
 
 

Контрольная зарегистрирована в деканате «__»________2012г. 

Подпись секретаря__________________ 
 
 

Саратов 2012г.

Содержание

Введение 3

Стили семейного  воспитания в полной семье его  значение в становлении личности ребенка 5

Отцовство в  меняющихся социокультурных условиях 10

Роль отца в  воспитании ребенка 13

Заключение 17

Список используемой литературы 19 

 

Введение

     «Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно.»

     В. Буш 

     Ученые, исследующие проблемы воспитания детей  в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая  о существовании отца. Выходят  книги о семейном воспитании, в  которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в  совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка [2].

     Рост  интереса к проблеме отцовства начался  в начале 80-х годов и был  связан с переоценкой роли женщины  в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие  ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и  М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и  Овчарова Р.В.. Интерес к отцовству  формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в  семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.

     Исторические  и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого  поколения существует свой идеал  отца, который зависит от времени  и условий, и каждое поколение  сталкивается с несоответствием  между «культурой» отцовства  и «поведением» отцов в семьях» [9].

     Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется  непосредственно на уход и общение  с детьми. Но так было не всегда, мужчины  почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении  не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в  нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины  берут на себя гораздо больший  круг таких обязанностей, которые  раньше считались исключительно  женскими.

     Сила  отцовского влияния в прошлом  коренилась прежде всего в том, что  он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много  времени, работая с отцом и  под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает  как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В  современной городской семье  мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства  заметно ослабевают под давлением  таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал. [6]

     Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - важное событие, которое часто недооценивается. Для большинства мужчин это символизирует  переход от одной стадии жизненного цикла к другой и именно рождение ребенка можно считать началом  взрослости.

     В некоторых случаях ожидание и  рождение ребенка могут быть для  отца настоящим кризисом, в котором  можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.

     У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций, страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением  ребенка и особенностями его  темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой  матери» [2] А это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчины менее важное событие, чем для женщины.

     С рождением ребенка мужчина приобретает  много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна  и другие трудности). И практически  никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически  не уступают женщинам в искусстве  ухода за ребенком. [6] Это способствует более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку

     Целью данной работы рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.

       Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.

 

Стили семейного воспитания в полной семье  его значение в  становлении личности ребенка

     "Все  мы родом из детства", "Все  - и хорошее, и плохое человек  получает в семье". Эти педагогические  мудрости известны, наверное, всем.

     Именно  семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство  населения, но и за воссоздание определенного  образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации  и научно-технического прогресса  привели к определенному сужению  роли семейной педагогики в воспитании семьянина: так, если раньше молодая  семья могла основываться на прочном  опыте родственников и соседей, то теперь семенные ориентации стали  в значительной степени определяться социальной средой обучения или организованного  отдыха. Однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело  к утрате семьей главенства в формировании личности. Факторы, которые влияют в  семье на личность ребенка, специалисты  условно подразделяют на три группы. Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям  и ролям, введение их в сложности  и противоречия современного мира. Вторая - это внутри - и внесемейная  деятельность, по преимуществу бытовой  труд, являющийся могучим оружием  социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта  группа факторов полностью сохраняет  свое значение на селе, но, увы, основательно ослабла в городе (по данным социологических  исследований свыше 40 процентов московских школьников не имеют постоянных домашних обязанностей). Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. [7]

     Первые  две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) представлены педагогикой семейных отношений. Великий  советский педагог А. С. Макаренко  в своей "Книге для родителей" писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что  вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или  поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас  нет дома. Как вы одеваетесь, как  вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь  с друзьями и с врагами, как  вы смеетесь, читаете газету все  это имеет для ребенка большое  значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят  до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже  воспитываете их плохо, и ваше недостойное  поведение будет иметь самые  печальные последствия!".

     Если  воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую "ипостась" этих отношений, тогда как вторая - хозяйственно-бытовую.

     Воспитание  необходимых для семейной жизни  качеств (таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более  всего и происходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области  педагогики отношений, дефекты которой  порождают последующие отклонения в поведении. [1]

     Важной  областью этих отношений выступают "горизонтальные" взаимоотношения  между супругами-родителями и прочими  взрослыми членами семьи и  близлежащего семейного окружения - взаимоотношения, которые более  всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

     В современной социальной психологии принято делить все виды отношений  между людьми на следующие. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и  взаимную поддержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование - желание добиться большего и лучшего  в благожелательном соперничестве. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит  явно вынужденный характер, сохраняется  из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

     В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три  основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье  как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность  членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам  и чувствам другого, что в плане  воспитания семьянина обычно находит  свое выражение либо в принятии и  последующей реализации юношами  и девушками таких же "принципов", либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. [4]

     Два других авторитарный и демократический  образуют своеобразную шкалу, на одном  полюсе которой царит жесткая  авторитарность: безапелляционное и  бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению  друг к другу, а на другом коллегиальная  демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное  и полное равноправие всех участников семейного союза. О воспитательных возможностях этих стилей семейных взаимоотношений  долго говорить не приходится.

     Однако  есть еще одна характеристика «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление  их педагогического воздействия, та, которая исследователями определяется как смысловая направленность взаимоотношений.

     Направленность  эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно  трудовую). Вторая - на взаимоотношения  с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение.

     Кем для ребенка выступают родители? Во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых - властью, высшей инстанцией распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для  подражания, Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды  неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает  четвертая. Из этого следует необходимость  перестройки характера взаимоотношений  и общения родителей с юношами  и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для  юности другом и советчиком. [2]

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"