Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:20, контрольная работа
Целью данной работы рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Введение 3
Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка 5
Отцовство в меняющихся социокультурных условиях 10
Роль отца в воспитании ребенка 13
Заключение 17
Список используемой литературы 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«_____________________________
Студента
_____курса_____группы_________
______________________________
Проверил
преподаватель:________________
Контрольная
зарегистрирована в деканате «__»________2012г.
Подпись
секретаря__________________
Саратов 2012г.
Содержание
Введение 3
Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка 5
Отцовство в меняющихся социокультурных условиях 10
Роль отца в воспитании ребенка 13
Заключение 17
Список используемой
литературы 19
«Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно.»
В.
Буш
Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка [2].
Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и Овчарова Р.В.. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.
Исторические и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях» [9].
Верно,
что в целом отцы проводят со своими
детьми значительно меньше времени,
нежели матери, причем лишь незначительная
часть этого времени
Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В современной городской семье мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал. [6]
Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - важное событие, которое часто недооценивается. Для большинства мужчин это символизирует переход от одной стадии жизненного цикла к другой и именно рождение ребенка можно считать началом взрослости.
В некоторых случаях ожидание и рождение ребенка могут быть для отца настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.
У
молодых отцов нередко
С
рождением ребенка мужчина
Целью данной работы рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
"Все мы родом из детства", "Все - и хорошее, и плохое человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.
Именно
семья была, есть и, по-видимому, всегда
будет важнейшей средой формирования
личности и главнейшим институтом воспитания,
отвечающим не только за социальное воспроизводство
населения, но и за воссоздание определенного
образа его жизни. Конечно, развитие
общественных отношений, влияние урбанизации
и научно-технического прогресса
привели к определенному
Первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) представлены педагогикой семейных отношений. Великий советский педагог А. С. Макаренко в своей "Книге для родителей" писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!".
Если воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую "ипостась" этих отношений, тогда как вторая - хозяйственно-бытовую.
Воспитание
необходимых для семейной жизни
качеств (таких, как понимание, отзывчивость,
эмоциональное соучастие) более
всего и происходит в незримой,
но чрезвычайно влиятельной
Важной
областью этих отношений выступают
"горизонтальные" взаимоотношения
между супругами-родителями и прочими
взрослыми членами семьи и
близлежащего семейного окружения
- взаимоотношения, которые более
всего и задают особенности морально-
В
современной социальной психологии
принято делить все виды отношений
между людьми на следующие. Сотрудничество
- идеальный случай взаимоотношений,
предполагающий взаимопонимание и
взаимную поддержку. Паритет - ровные,
«союзнические» отношения, основанные
на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование
- желание добиться большего и лучшего
в благожелательном соперничестве.
Конкуренция - стремление главенствовать
над другими, подавлять их в каких-либо
сферах. И наконец, антагонизм - резкие
противоречия между членами группы,
при которых их объединение носит
явно вынужденный характер, сохраняется
из-за сильного давления извне. Естественно,
что наилучшим видом для
В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же "принципов", либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. [4]
Два других авторитарный и демократический образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. О воспитательных возможностях этих стилей семейных взаимоотношений долго говорить не приходится.
Однако есть еще одна характеристика «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, та, которая исследователями определяется как смысловая направленность взаимоотношений.
Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение.
Кем
для ребенка выступают