Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Целью данной работы рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.

Содержание

Введение 3
Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка 5
Отцовство в меняющихся социокультурных условиях 10
Роль отца в воспитании ребенка 13
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Роль отца в формировании личности ребенка 5 курс.docx

— 45.56 Кб (Скачать документ)

     Установки родителей, благодаря которым ребенок  чувствует, что его любят, принимают  в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную  самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

     Несмотря  на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько  часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность.

     Для нашей культуры нехарактерно внешнее  проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом  и даже не разговаривают, как будто  папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском  саду, удивиться, восхититься сооружением  из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это  несвойственно для большинства  современных отцов.

     В наши дни любовь отца к ребенку  чаще всего выражается в покупке  дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки  малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец - он человек, открывающий  ребенку мир, помогающий ему расти  умелым, уверенным в себе.

     Д.С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий  отец нередко более эффективный  воспитатель, чем женщина. «Отец  меньше опекает детей, предоставляет  им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину» [11].

     Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Младенцы уже в первом полугодии жизни  чрезвычайно чувствительны к  ним, а во втором становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает  роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение  к ребенку по имени, констатация  его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы  действие повторялось чаще и интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать  мягко, доброжелательно; недопустимы  порицания личности ребенка - их можно  адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал».

     Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания - преобладание порицания  над похвалой. Многие папы думают, что  воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в  этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка  складывается представление об отце как о человеке, который ожидает  от него «неправильного», «плохого»  поведения (в отличие от матери), низко его оценивает - не только тот  или иной конкретный поступок, но и  его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей - ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

     Особенно  неблагоприятен для развития Я-концепции  авторитарный стиль воспитания, характерной  чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях  и ясности во всякой ситуации. Поэтому  любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут  временами искренне считать, что  их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность  в том, что его не принимают, не одобряют, и, в конечном счете, он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В  поведении детей в результате такого воспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь  сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку  для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает  в тревожном состоянии.

     С воспитательной точки зрения поощрение  более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще  не знает, что и как следует  сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный  образец.

     Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов  всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них  второстепенны. Как правило, такие  отцы убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного  подчинения своей воле.

     Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

     Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме  того, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему  незнакомое явление, назвать новый  предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую  и поддерживающую познавательное и  физическое развитие ребенка, побуждать  его самостоятельно исследовать  окружающий мир. Такое поведение  родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.[11]

     «Еще  одна чрезвычайно важная функция  отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным  источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

     В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький  мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в  то время как отец рассматривается  в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в  ребенке негативные эмоции по отношению  к нему. Эту ситуацию можно рассматривать  как один из этапов психосексуального  развития ребенка, на котором он с  помощью доступных ему поведенческих  средств впервые заявляет о своей  половой принадлежности и активно  демонстрирует ее.

     С точки зрения психологии в этом нет  ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение  сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может  принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству  отцов кажется необоснованным и  необъяснимым: ласковый и послушный  сын вдруг становится неуправляемым  и агрессивным. Однако излишне драматизировать  события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в  качестве основного объекта для  подражания.

     Однако  следует обратить внимание на то, что  эффективное разрешение Эдипова  комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации  вообще, возможно лишь при условии  активного участия отца в жизни  мальчика. Отсутствие отца как примера  мужского полоролевого поведения может  иметь далеко идущие последствия  для мальчика, начиная от проблем  установления отношений с представительницами  противоположного пола до сексуальной  дезориентации и сексуальных  проблем»[3].

     Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье:

     1. доступность для ребенка, включенность  в совместную деятельность с  ним, ответственность за материальное  обеспечение, ответственность за  организацию образовательно-воспитательной  сферы ребенка.

     2. На умственные характеристики  детей оказывает положительное  влияние авторитарность отца.

     3. Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях  со стороны отца влияют на  формирование положительной самооценки.

     4. Авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого  является стремление к безапелляционности  в суждениях и ясности во  всякой ситуации неблагоприятен  для развития ребенка.

     5. Отец для сына является первичным  источником информации о взаимоотношениях  полов.

Заключение

     Итак, важное воздействие на развитие ребёнка  оказывает отец. Проблема отцовства  в психологии является слабо разработанной  и характеризуется отсутствием  каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости  взаимодействия материнства и отцовства.

     Традиционные  роли отца и мужчины оставались неизменными  на протяжении многих поколений. В настоящее  время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень  противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением  власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

     Основная  ролевая позиция мужчины как  супруга состоит в том, чтобы  быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей  и других членов семьи, если они есть.

     Как муж мужчина сегодня в большей  мере, чем раньше, несёт ответственность  за супружеский комфорт. Духовное общение  между супругами, творческое и разнообразное  общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих  партнёров.

     Мужчина принимает самое активное участие  в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими  членами семьи выполняет весь объём домашней работы.

     Как родитель он несёт ответственность  за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все  эти позиции тесно связаны  между собой и оказывают влияние  на развитие ребёнка (прямо и косвенно).

     Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

     По  мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные  человеческим трудом вещи, закон и  порядок, дисциплину, путешествия и  приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим  отец, однако особенно он начинает нуждаться  в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет.

     В раннем возрасте глубже проявляется  связь ребёнка с матерью, а  затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретает  отец. Дети, выросшие без отца, часто  имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности  и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей  труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских  половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

     Учёные  доказывают наличие у детей потребности  в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может  вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

     Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так  как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как  и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции  отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и  субъективно-психологические условия  готовности к ней.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"