Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:20, контрольная работа
Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.
1.Диагностика возрастного развития: норма и аномалии.
2.Проблемы дефиниции при построении исследования.
3.Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
•
знания и умения, которыми ребенок овладевает
без специального обучения в повседневном
общении со взрослыми, в играх, наблюдениях,
во время просмотра телевизионных передач;
•
знания и умения, которые могут быть усвоены
только в процессе специального обучения
на занятиях (математические знания, грамматические
явления, обобщенные способы конструирования
и др.).
Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.
Вопросы детей - показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Огромное значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Эмоции детей этого периода хотя и ярки, но в большой степени ситуативны и неустойчивы. Ребенок еще не способен на длительное проявление заботы и сочувствия по отношению даже к самым дорогим и любимым людям. Таким же образом дети относятся и к сверстникам, не являющимся членами семьи.
Дошкольное детство – период формирования глубины и устойчивости эмоций. Старшие дошкольники уже проявляют заботу о близких в большей степени, наблюдаются альтруистические поступки, направленные на ограждение их от огорчения и беспокойства.
Одно из основных и главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Кроме того, он знакомится с тем, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим начинает учиться разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Все это распространяется и на чувства человека, связанные с собственным поведением. Ему уже с трехлетнего возраста приятна похвала окружающих, а огорчает – порицание.
Внешние проявления эмоций в дошкольном детстве также подвержены изменениям. Постепенно приходит умение до известной степени сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств. 5-6 летний дошкольник уже в состоянии сдерживать слезы, скрывать страх и т.п. Таким образом, начинается процесс усвоения «языка эмоций» - эмоциональные оттенки и полутона переживаний, выраженные взглядом, мимикой, жестами, позами, движениями, интонациями голоса и принятые в обществе. Все эти преобразования и изменения приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.
К 7-ми годам происходит обобщение предшествующих эмоций и чувств, которые были мимолетными и не оставляли заметного следа в его памяти и в известном смысле не оказывали влияние на становление его личности. Это обобщение приводит к тому, что переживания, эмоции, чувства приобретают новый смысл, между ними происходит установление связей, становится возможной борьба и взаимодействие переживаний. Появляется логика чувств.
Усложнение
эмоционально-мотивационной
В
эти периоды становления
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Всесторонне
воспитывая дошкольника, расширяя у
ребёнка запас представлений
о простейших явлениях природы и
общественной жизни, развивая у него умение
самостоятельно мыслить о простейших
закономерностях окружающей действительности,
приучая его действовать в соответствии
с простейшими требованиями и правилами,
формируя у него любовь к знанию и к серьёзной,
общественно-полезной деятельности,—
педагог создаёт необходимые предпосылки
для перехода ребёнка к школьному обучению,
для полноценного участия его в жизни
школы.
Литература:
1. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981;
2.
Эмоциональное развитие
3.
Психология человека от
4.
Психология развития. — 9-е изд. / Крайг
Г., Бокум Д. — СПб.: Питер, 2005.
Содержание:
1.Диагностика возрастного развития: норма и аномалии.
2.Проблемы дефиниции при построении исследования.
3.Развитие познавательных
процессов и эмоциональной сферы в дошкольном
возрасте.
Министерство Образования
Гродненский
государственный
университет им. Я.
Купалы
Факультет
психологии
Кафедра
возрастной и педагогической психологии
Контрольная
работа по психологии
развития
22-ой
вариант
Выполнила: студентка 2-ого курса,
заочного отделения,
специальности «Психология»,
Шкута Людмила Тадеушевна
г. Гродно,
2010 г.