Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:20, контрольная работа

Описание

Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

Содержание

1.Диагностика возрастного развития: норма и аномалии.

2.Проблемы дефиниции при построении исследования.

3.Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Работа состоит из  1 файл

развитие.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

     • знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач; 

     • знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.). 

     Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

     Вопросы детей - показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

     В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

     Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Огромное значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

     Эмоции  детей этого периода хотя и  ярки, но в большой степени ситуативны и неустойчивы. Ребенок еще не способен на длительное проявление заботы и сочувствия по отношению даже к  самым дорогим и любимым людям. Таким же образом дети относятся и к сверстникам, не являющимся членами семьи.

     Дошкольное  детство – период формирования глубины  и устойчивости эмоций. Старшие дошкольники  уже проявляют заботу о близких  в большей степени, наблюдаются  альтруистические поступки, направленные на ограждение их от огорчения и беспокойства.

     Одно  из основных и главных направлений  развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное  с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Кроме того, он знакомится с тем, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим начинает учиться разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Все это распространяется и на чувства человека, связанные с собственным поведением. Ему уже с трехлетнего возраста приятна похвала окружающих, а огорчает – порицание.

     Внешние проявления эмоций в дошкольном детстве  также подвержены изменениям. Постепенно приходит умение до известной степени  сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств. 5-6 летний дошкольник уже в состоянии сдерживать слезы, скрывать страх и т.п. Таким образом, начинается процесс усвоения «языка эмоций» - эмоциональные оттенки и полутона переживаний, выраженные взглядом, мимикой, жестами, позами, движениями, интонациями голоса и принятые в обществе. Все эти преобразования и изменения приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

     К 7-ми годам происходит обобщение предшествующих эмоций и чувств, которые были мимолетными и не оставляли заметного следа в его памяти и в известном смысле не оказывали влияние на становление его личности. Это обобщение приводит к тому, что переживания, эмоции, чувства приобретают новый смысл, между ними происходит установление связей, становится возможной борьба и взаимодействие переживаний. Появляется логика чувств.

     Усложнение  эмоционально-мотивационной сферы  приводит к возникновению и формированию внутренней жизни человека. Она не повторяет его внешнюю жизнь, не является его копией, хотя внешние отношения, ситуации и события, безусловно, влияют на содержание внутренних ощущений и мыслей, они своеобразно преломляются в сознании и формируются в эмоциональные представления в зависимости от логики чувств человека, уровня его притязаний, ожиданий, настроения и т.п. Существует и обратный процесс: внутренняя жизнь, жизнь переживаний влияет на поведение и, следовательно, на внешнюю составляющую событий, в которую человек постоянно включается. Надо отметить, что взаимодействие внутренней и внешней жизни происходит постоянно.

     В эти периоды становления личности человека утрачивается детская непосредственность: размышления предшествуют действию, скрываются переживания и сомнения, утаиваются негативные эмоции. Это становится внешне различимо. В то же время некоторое время еще значительно сохранятся открытость, стремление полностью проявить свои эмоции на окружающих, действовать согласно сиюминутным ситуативным желаниям и настроению.

     Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

     Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у  ребёнка запас представлений  о простейших явлениях природы и  общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,— педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы. 
 
 
 
 
 
 

     Литература: 

     1. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981;

     2. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. –  М., 1985;

     3. Психология человека от рождения  до смерти. / Под Ред. А. А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002;

     4. Психология развития. — 9-е изд. / Крайг Г., Бокум Д. — СПб.: Питер, 2005. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание: 

1.Диагностика  возрастного развития: норма и  аномалии.

2.Проблемы дефиниции при построении исследования.

3.Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  Образования

Гродненский государственный  университет им. Я. Купалы 
 
 

     Факультет психологии 

     Кафедра возрастной и педагогической психологии 
 
 
 

     Контрольная работа по психологии развития 

     22-ой  вариант 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка 2-ого курса,

     заочного  отделения,

     специальности «Психология»,

       Шкута Людмила Тадеушевна 
 

     г. Гродно,

     2010 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"