Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:58, контрольная работа

Описание

7 ответов на вопросы по психологии человека от рождения до юности

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по возрастной психологии за второй учебный семестр.docx

— 27.41 Кб (Скачать документ)

Ответ на вопрос №1

 

           Подросток прежде всего романтик идеальной формы. Возвышенный идеал становится меркой его отношения к действительности. Идеальность представлений подростка свертывает для него все многообразие мира до его соответствия - несоответствия идеалу. Все действия подростка несут прежде всего нагрузку смысла, значения, поведение становится текстом, обращенным прежде всего к идеалу.

Поведенческий текст подростка обращен и к другим людям, но, скорее, смысл этого обращения состоит в противопоставлении.

Подросток превращает всякое действие в знак. Одежда, ставшая для большинства утилитарной, для подростка - имеет определенное значение. Ответ у доски, имеющий смысл в образовательной практике, для подростка приобретает совсем иной смысл (например, самодемонстрации).

Но поскольку  свой поведенческий текст подросток  выстраивает в реально существующих ситуациях, в которых действия в  основном уже приобрели некоторый  смысл, то "иное прочтение " привычных  значений подростком или предъявление окружающим "нового языка " оказывается, во-первых, не понятым, во-вторых, не принятым, в-третьих, просто аффективно отвергаемым. Здесь и возникают конфликты; трудновоспитуемость и т.п.

Но ведь в  качестве текста для подростка начинает выступать и поведение окружающих.

Создавая свой поведенческий текст, подросток создает и себя самого. До текста (до поступка, до жеста) нет еще не только его значения, но нет еще и самого говорящего, обращающегося к нам этим жестом, поступком.

 При встрече  двух разных (подросткового и  взрослого) значений одного и  того же действия может закрепиться их противопоставление. Эта встреча может стать и конфликтом.

За этапом конфликта по начальной схеме кризиса наступает этап его рефлексии. Именно рефлексия становится точкой построения себя, своего действия, точкой перехода идеи в реалию.

Негативизм и своеволие, характеризующие поведение подростка, являются своеобразным призывом ребенка придать значение, смысл тому, что он сам делает. Взаимное означивание раскрывает ребенку мир, но и открывает самого ребенка окружающим и ему самому.

Когда о подростке  говорят как о романтике, имеют в виду жанровую специфику романтизма, имеющего в своем основании некоторое столкновение героя с противостоящими ему силами. Результативность действия свертывается, теряет смысл, на первый план выступает значение, не столько то, что получилось, а что имелось в виду.

Для построения полного действия необходимо обеспечить встречу замысла и реализации. Результат, воплощенный в разнообразных творческих продуктах, - оказывается воплощением идеальной формы в реалию.

До получения  результата замысел остается лишь фантазией на тему идеальной формы. Нереализованность замысла оставляет ребенка в мире фантазий, что может привести к тяжелым личностным проблемам.

Реализация замысла есть точка возникновения субъектности в подростничестве.

На этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства.  

Ответ на вопрос №2

 
 Д. Б. Эльконин выделяет две наиболее существенные стороны проявления взрослости у подростков: становление объективной взрослости, т. е. реальной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, и субъективной взрослости — отношение подростка к самому себе уже как ко взрослому. Характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков:

1) социально-моральная  взрослость, выражающаяся в значительной  эмансипации от взрослых, участие  в заботах о членах семьи,  ответственное отношение в общении  с взрослыми и товарищами, наличие  собственных взглядов, оценок, суждений, стремление отстоять их;

2) взрослость  в интеллектуальной деятельности, характеризующаяся наличием стремления  к самообразованию и самовоспитанию;

3) взрослость  в романтических отношениях со  сверстниками противоположного  пола, которая имитирует отношения  взрослых;

4) взрослость  во внешнем облике и манере  поведения, проявляющаяся в прямом  подражании взрослым; выражается  в заботе о сходстве своего  внешнего облика с обликом  взрослых.

Оценивать развитие субъективной взрослости можно только по внешним признакам.

В качестве внешних признаков проявления «чувства взрослости» Д. Б. Эльконин выделяет следующие.

Возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. «За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность».

Второй показатель «чувства взрослости», по мнению автора, — это наличие стремления к самостоятельности, желания оградить некоторые сферы своей жизни от влияния старших, высказывание неудовольствия при попытках контролировать их или проверять качество работы.

Третий показатель существования «чувства взрослости»  — наличие своей линии поведения, собственных взглядов, оценок и стремление их отстаивать, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. 

Ответ на вопрос №3

 
Ананьев В.А. зрелость человека связывал с биологическими критериями, но умственная зрелость и критерии её определения представлялись как исторические и социальные (связанные, например, с образованием).

Ананьев В.А. выделил следующий перечень качеств зрелой личности:

1. Он несёт  ответственность за свои действия  и решения и не обвиняет  других, когда что-то идёт не  так.

2. Он способен  оставаться верным своей цели  и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения).

3. Он живёт  спонтанно, просто, естественно,  синхронно с жизнью.

4. Он обладает  высокой степенью принятия себя  и других, в том числе различных  сложностей человеческой натуры  и т.д.

А.А. Деркач понимает зрелость, как ступень в развитии человека, когда он становится способным выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности и социально и индивидуально проявлять себя в качестве деятеля в той или иной конкретной области труда.

Э. Берн, А. Лоуэн, Г. Олпорт и К. Роджерс рассматривали понятие зрелой личности, прежде всего, с позиций психического здоровья.

«Зрелая личность – физически здоровый человек  своего пола, переживший и избавившийся от своих «комплексов», вступающих в прямые, а не скрытые (двойные) взаимодействия, открыто выражающий свои негативные и позитивные чувства, способный  не только говорить, но и действовать  в согласии со своими ценностями, ставить  перед собой  ясные цели и добиваться их» (Э. Берн).

Г. Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов он видел в автономии и мотивированно осознанных процессах. Г. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1) Зрелый  человек имеет широкие границы  «Я». Зрелые индивидуумы могут  посмотреть на себя «со стороны».

2) Зрелый  человек способен к тёплым, сердечным  социальным отношениям.

3) Зрелый  человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться, как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь.

4) Зрелый  человек демонстрирует реалистичное  восприятие, опыт и притязания.

5) Зрелый  человек демонстрирует способность  к самопознанию и чувство юмора. 

6) Зрелый  человек обладает цельной жизненной  философией.

 

Ответ на вопрос №4

 
 Как показали исследования  Б. Г. Ананьева достижение высоких уровней развития в зрелые годы возможно, благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Ранняя взрослость – это период «вхождения» в  профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских  прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание  внутрисемейных отношений, решение  бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.

Нормативный кризис 30–33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек  отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Стабильный  период 33–40 лет характеризуется  тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что  хочет, он имеет цели, которые ставит и добивается. Человек проявляет грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания. 40–45 лет – кризис середины жизни; этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни.

Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек  достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает свои потребности с  потребностями других, обнаруживает сострадание и согласие с другими  людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться  более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более  самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития и  благодаря этому изменяет и себя.

Таким образом, в период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение  ее в разные сферы общественных отношений  и деятельности. Процесс развития личности при этом во многом зависит  от уровня социальной активности и  степени продуктивности самой личности. 
 
 
Ответ на вопрос №5

 

   Американская исследовательница  Г. Шихи применила автобиографический метод в сравнительном анализе жизни супругов.

   Первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослости, кризис “отрывания от родительских корней”. Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

   Около 30 лет — переход  к средней взрослости, “золотому  возрасту”, периоду наивысшей  работоспособности и отдачи. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции  плана жизни с высоты накопленного  опыта, создания более рациональной  и упорядоченной структуры жизни  и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть  неприятные чувства, человек приходит  к переоценке прежних выборов  — супруга, карьеры, жизненных  целей.

   Период после 30 лет —  “корни и расширение” — связан  с решением материальных и  жилищных проблем, продвижением  по служебной лестнице, расширением  социальных связей, а также с  анализом своих истоков и с  постепенным принятием частей  своего Я, которые ранее игнорировались.

   Кризис середины жизни,  кризис 40-летия. Первые признаки  кризиса, разлада внутреннего  мира — изменение отношения  к тому, что раньше казалось  важным, значимым, интересным или,  напротив, отталкивающим.      Период от 30 до 40 лет часто называют  “десятилетием роковой черты”. Это возраст подведения предварительных  итогов, когда сравниваются мечты  и представления о будущем,  созданные в юности, и то, чего  удалось достичь реально

   Кризис 40-летия осмысливается  как время опасностей и больших  возможностей. Осознание утраты  молодости, угасания физических  сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом.

 

Р. Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

   — развитие у человека  уважения к мудрости (в противоположность  физической храбрости);

   — смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);

   — противостояние аффективному  обеднению, связанному с потерей  близких людей и обособлением  детей; сохранение эмоциональной  гибкости, стремление к аффективному  обогащению в других формах;

   — стремление к душевной  гибкости, поиск новых форм поведения.

  

 
 
Ответ на вопрос №6

 

Теория разобществления, или теория социального освобождения, выдвинутая Дж. Розеном и Б. Ной-гартен (1960), Е. Камминг и В. Генри (1962), предполагает разрыв между личностью и обществом, уменьшение энергии личности и ухудшение качества оставшихся связей.

 Разобществление определяют как систематическое уменьшение постоянных социальных контактов. Теория разобществления утверждает, что уменьшающиеся психологические и биологические возможности людей позднего возраста неизбежно влекут за собой разрыв отношений с людьми, находящимися на пике активности и занимающими центральные позиции в обществе, и замещение их мест более молодыми. Таким образом, общество самообновляется, а пожилые могут спокойно умирать.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"