Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:04, контрольная работа

Описание

Понятие о психике и сознании, их свойства.
Условия труда и их влияние на физиологическое, психическое и эмоциональное состояние работников предприятий общественного питания.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 106.31 Кб (Скачать документ)

Домашняя контрольная работа по дисциплине

«Психология и этика деловых отношений»

вариант 20

 

  1. Понятие о психике и сознании, их свойства.

 

  1. Условия труда и их влияние на физиологическое, психическое и эмоциональное состояние работников предприятий общественного питания.

 

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх-Я”). 

 

Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.  
К психическим свойствам личности относятся:  
1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.  
Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).  
Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это и составляет ее индивидуальность.  
Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно включает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".  
Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики.  
И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.  
Возникновение и развитие психики  
Развитие психики в процессе эволюции  
Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм  
активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.  
По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.  
Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.  
Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.  
Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху.  Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку - сигналом к ее действию является мелькание.  
С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.  
Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.  
У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях).  Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.  
В чем своеобразие психики животных?  
В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик, с  
плотно закрывающейся крышкой, помещался банан. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было открыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сечениями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После длительных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт повторялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают постоянного значения вещей.

4. Психика человека.  
Сознание как высшая форма психики

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.  
"Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".  
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.  
В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.  
С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.  
С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.  
Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.  
Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь.  
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.  
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутреннее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.  
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.  
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.  
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.  
Существенной особенностью сознания человека является самосознание.  Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.  
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.  
Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосылка правомерного поведения.  
Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.  Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).  
Самосознание - социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство - стиль поведения данной личности.  
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.  
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:  
1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.  
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.  
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.  
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.  
5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.  
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.  
Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:  
1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;  
2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем;  
3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. 

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно- категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.  
Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:  
1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций);  
2) привычно автоматизированные подсознательные действия;  
3) сознательные, волевые действия.


 

2. Оптимальный режим труда в любой профессии основан на ритмичности работы, под

которой принято понимать определенную временную и смысловую

последовательность трудовых операций. Последние являются необходимым условием

для выработки рабочих навыков и профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство формируется благодаря усвоению навыков (например,

у повара - нарезка овощей, мяса, рыбы и других продуктов). В отдельных

случаях необходимы тренировка, упражнения, в результате которых достигается

определенный уровень овладения приемами обработки продуктов, движениями,

операциями. Важное значение при этом имеет постоянное усвоение и закрепление

знаний. Это может быть информация о физико-химических изменениях в

обрабатываемых продуктах, о качественном и количественном составе продуктов,

используемых для приготовления различных блюд и кулинарных изделий.

Происходит наращивание знаний повара, в том числе и об оптимальных приемах и

способах обработки сырья, организации технологических процессов с учетом

законов биохимии и рекомендаций физиологии и гигиены питания.

Благодаря. полученным знаниям высококвалифицированный повар добивается в

своей работе сокращения общих энергетических затрат, четкого выполнения

каждой операции.

Рабочие навыки формируются в такой последовательности: первоначально

возбудительные процессы распространяются в коре головного мозга, затем в

работу вовлекаются большие группы мышц.

Наблюдения показывают, что новичок производит по неопытности много лишних

движений, порой суетится без нужды, т. е. эффективность его труда, как

правило, весьма невелика. По мере формирования навыков и умений его трудовой

процесс становится более стабильным, но все еще характеризуется

нерешительностью поведения, неопределенностью движений, замедленностью

реакций, частыми ошибками и неточностями при обработке продуктов.

Обычно начинающему повару приходится напрягать внимание и приводить в

деятельное состояние различные нервные центры (зрительный, обонятельный), И

только со временем, по мере усвоения способов и методов управления

технологическими процессами, формируются и закрепляются условные рефлексы,

упрочивается рабочий навык. Психическое возбуждение сосредоточивается в

основном лишь в тех клетках коры головного мозга, которые дифференцированно

руководят, условными рефлексами. Общая и в определенной мере грубая

деятельность зрительного и вкусового анализаторов по мере накопления опыта

приготовления блюд и кулинарных изделий становится более тонкой,

дифференцированной. Рабочие движения становятся определенными, четкими,

исчезают нерешительность и ошибки. Уменьшается напряженность.

Многократное повторение трудовых операций приводит к тому, что в мозгу

возникает цепь условно-рефлекторных ассоциаций. При необходимости повар может

мысленно воспроизвести последовательно цепь этих ассоциаций, отвлекаясь от

конкретного выполнения всех элементов трудовой операции. Наступает вторая

стадия формирования рабочих навыков. В этот период работник быстро и четко

концентрирует возбудительные процессы в коре головного мозга. В результате

появляются хорошо координированные движения, вырабатывается двигательный

стереотип. Нервные реакции становятся более экономичными и совершенными.

Повышается эффективность труда.

Следующая стадия - автоматизация рабочего навыка, когда рабочий стереотип не

осознается или осознается частично. В этот период вырабатывается

профессиональное мастерство, работа становится эффективной и доставляет

удовольствие. На этой стадии рабочий навык становится динамическим

стереотипом, т. е. выработанным и закрепленным тренировкой автоматическим

способом достижения определенной цепи - выполнения операции, технологического

приема и т. д. На основе динамического стереотипа сложившаяся координация

условных рефлексов становится максимально стабильной. Участие коры полушарий

головного мозга в реализации условных рефлексов резко ограничивается. За

мозгом остается только функция контроля и оценки. Благодаря сформировавшемуся

рабочему навыку происходит экономия мышечной и нервной энергий.

В трудовой деятельности работника (в нашем случае- повара) динамический

стереотип проявляет себя как система двигательных условных рефлексов, которая

образуется в результате многократного повторения одних и тех же трудовых

операций в заданной последовательности. Так, приготовление борща складывается

из следующих стереотипных операций: 1) процеживания бульона; 2) доведения

бульона до кипения; 3) закладки в кипящий бульон нашинкованной капусты и

варки ее до полуготовности; 4) добавления тушеной свеклы и пассированных

овощей; 5) введения белых кореньев; 6) добавления специй; 7) доведения борща

до вкуса.

Формирование и закрепление динамического стереотипа происходит в результате

неоднократного повторения всех этих операций именно в заданной

последовательности, через определенные промежутки времени (2-3 раза в

неделю). Можно считать, что у высококвалифицированного повара его действия в

какой-то степени приобретают шаблонность благодаря тому, что система этих

действий проста по структуре. При частом повторении она легко усваивается и

экономно воспроизводится.

С другой стороны, динамический стереотип отражает способность к перестройке в

соответствии с изменяющимися условиями, т. е. он характеризуется

динамичностью. Так, в недельном меню может быть предусмотрено приготовление

борща нескольких рецептур. Например, технология приготовления борща

украинского предусматривает использование кроме указанных выше продуктов еще

и свиного шпика, чеснока, болгарского перца; для борща московского

необходимо, чтобы в бульоне дополнительно варились кости от ветчины или

свиная копченая грудинка.

Сохраняя стереотипность, т. е. заданную повторяемость технологических

приемов, повар вместе с тем должен учитывать различия в рецептуре блюд и

изменять стереотип своих действий. Совершенствование технологии приготовления

блюд может служить основой для дальнейшего формирования новых творческих

подходов к развитию кулинарии.

Психология труда как прикладная отрасль психологии, изучающая психику

человека в процессе трудовой деятельности, позволяет добиться повышения

эффективности труда и формирования профессионально необходимых качеств

личности.

Труд всегда был и остается средством выражения лучших качеств человека: ума,

эрудиции, таланта. Человек, увлеченный своей профессией, получает от

совершаемого труда большое эстетическое наслаждение. Увлеченность трудом

зависит от таланта и призвания работника, от рабочей обстановки, условий, в

которых он трудится.

Профессии повара и официанта - наиболее ответственные в отрасли, от них в

первую очередь зависит качество обслуживания посетителей. Психология

трудового процесса этих профессий имеет свою специфику. Она определяется не

только профессиональными способностями, но и определенными закономерностями

развития трудовых навыков, связанных с обслуживанием потребителей.

                      2. Психология труда технолога.                     

Одна из специфических особенностей труда повара состоит в том, что ему

приходится наряду с операциями, требующими высокопрофессиональных навыков и

умений, совершать и значительную физическую работу. Многочисленные

исследования подтверждают, что в цехах предприятий общественного питания

работать труднее, чем в цехах производственных предприятий. Если на заводе

человека утомляют преимущественно физические нагрузки, то в общественном

питании к таким нагрузкам добавляются еще и нервно-эмоциональные, вызванные

необходимостью постоянно производить расчеты количества сырья и продуктов,

требующихся для приготовления блюд в соответствии с планом-меню и сборником

рецептур. Расчеты необходимы и на тех предприятиях, которые снабжаются

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"