Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений.

Содержание

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 35.10 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Контрольная работа

Вариант № 5

 

 

                                                                                                                                                

                                                                                     Выполнила:                                                                                                            

                                                                                     студентки факультета ФНО

                                                                                     бакалавр менеджмента

                                                                                     Коноплева Екатерина

                                                                                      Альбертовна

                                                                                      100.16/120425

 

                                                                                      Проверил:

                                                                                      доцент кафедры       

                                                                                      "Философии и социологии"

                                                                                       А.В. Кидинов

 

 

 

Липецк, 2012


Содержание

 

1. Охарактеризуйте психику  человека и его основную структуру.

2. Раскройте содержание  понятий «сознание» и  «бессознательное»  и сопоставьте их.

3.  Соотнесите психологические  понятия и их определения:

а)  сознание;

б) самосознание;

в) бессознательное;

1) высший уровень психической  активности человека как социального  и духовного существа, отношение  к миру со знанием его объективных  закономерностей;

2) совокупность психических  образований, процессов и состояний,  не представленных в сознании  человека, в функционировании и  влиянии которых он не отдает  отчета;

3) высокоорганизованный  психический процесс, обеспечивающий  единство, целостность и постоянство  личности, выражается в осознании  человеком своих качеств, самого  себя.

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру

 

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность  организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в  психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для  регуляции взаимодействия организма  с окружающей средой. Содержанием  психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти  образы возникают у различных  людей своеобразно. Они зависят  от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния  и т.д. Иначе говоря, психика –  это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения  не означает, что это отражение  неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего  мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие  психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в  себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики  входят: психические свойства, психические  процессы, психические качества и  психические состояния.

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной  деятельности человека, но и психические  свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и  характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим  свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его  индивидуальность.

Говоря о психических  свойствах личности, мы имеем в  виду существенные, более или менее  устойчивые, постоянные особенности  её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной  чертой. Всякий человек переживал  когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

И.П. Павловым установлено, что  существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым  вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах  И.П. Павлова свою подлинно научную  основу.

Различные типы высшей нервной  деятельности отличаются друг от друга  по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов —  возбуждения и торможения; этот признак  характеризует работоспособность  клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные  типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного  человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и  деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял  он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы  непрерывно выступает и важнейшее  её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной  системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных  процессов — не остаются неизменными  на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать  врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий  жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той  или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и  характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие  интересы и способности. Но так как  личный жизненный путь человека зависит  от общественных условий, в которых  человек живёт, то и возможность  формирования у него тех или других психических свойств зависит  от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить  свой талант,— писали Маркс и  Энгельс,— это целиком зависит  от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и  от порожденных им условий просвещения  людей». Только социалистический строй  создаёт условия для полного  и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного  расцвета талантов и дарований, как  в Советском Союзе, не бывало ещё  ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили  ранее. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Обусловленные личным жизненным  путём человека, его убеждения  в свою очередь влияют на ход этого  пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических  особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется  человеческая личность, всё большее  значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над  выработкой своего мировоззрения и  своих убеждений, над формированием  в себе желательных психических  свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Контакт человека с миром  определяет развитие его психики. Начальную  форму психики составляют ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания  даются восприятием. Восприятие может  носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко  познать объект. Такой процесс  называется наблюдением. Наблюдение расширяет  и детализирует наше восприятие явлений  и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение  общего опыта, проявляющееся в узнавании  и воспроизведении, называется памятью.

Высшим познавательным психическим  процессом является мышление, которое  является процессом отражения, процессом  познания мира.

От наблюдения к догадке  и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает  неопределенность с помощью реалистического  наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит  к числу важнейших положительных  качеств ума его критичность  и гибкость, а также широту, глубину  и быстроту мысли. К негативным свойствам  мыслительной деятельности можно отнести  некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а  также неспособность искать и  находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь — это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью  интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о  чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и  понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности  речи отражают в определенной степени  особенности личности.

Руководитель должен знать  индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального  мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия  внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме  как результат подкорковых возбуждений  мозга, формирующихся на основе наследственного  или приобретенного опыта.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений  человека к чему-либо и как результат  систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство  или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную  позицию. Чувства — результат  удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии —  это особый вид эмоциональных  переживаний, носящих отчетливо  выраженный предметный характер. Они  связаны с представлением о некотором  объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной  жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и  обогащает наши контакты с внешним  миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует  учитывать влияние этого фактора  на человека и на его психику, а  следовательно, на его поведение  и деятельность.

Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • эстетические.

1. В нравственных чувствах  отражается общественная мораль  и этика (греч. "обычай"). Они  могут выступать в качестве  мотивов и регуляторов поведения.  Этика выясняет место морали  в системе общественных отношений,  анализирует природу морали.

Сильным регулятором нравственного  поведения является совесть, то есть эмоционально-оценочное отношение  индивида к собственным поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"