Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений.

Содержание

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 35.10 Кб (Скачать документ)

К нравственным категориям относят также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда и т.д.

2. В поведении человека  большое значение имеют интеллектуальные  чувства. Под ними понимают  эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в  разнообразных эмоциях: удивлении  и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и  т.п.

Трудовой процесс всегда включает элементы познания, поиска новых  решений и протекает на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у  одних замыслы надежно воплощаются  в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

Все это не только логически  осмысливается людьми, но и воспринимается ими как определенные переживания, которые и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных  ситуаций возникают многообразные  человеческие эмоции: положительные  и отрицательные, глубокие и поверхностные.

3. Современное производство  требует учитывать и эстетические  чувства людей. В психических  процессах возникают и проявляются  отношения к прекрасному в  природе, в жизни людей и  в искусстве.

Эмоционально-чувственные  процессы оказывают огромное влияние  на человека как личность и на его  социальную роль в обществе. "Первоначальная причина всякого поступка, - писал  И.М. Сеченов, - лежит всегда во внешнем  чувственном возбуждении, потому что  без него никакая мысль невозможна".

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование  деятельности человек реализует  с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно  поставленной цели, и сознательно  регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее  звено между сознанием, с одной  стороны, и действием — с другой.

Воля — это способность  человека преодолевать препятствия  и добиваться поставленной цели, это  сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический  процесс, который вызывает активность человека.

Воля — это прежде всего  власть над собой, над своими чувствами  и действиями. Она необходима как  при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных  действий.

Воля правит человеком. В  зависимости от того, какой степени  волевые усилия затрачивает человек  при достижении цели, говорят о  силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается  на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три  основных момента:

  • выбор цели;
  • составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;
  • выполнение самого действия.

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности  человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции  действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые  препятствия.

К основным волевым качествам  относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие. Под целеустремленностью  понимается умение подчинить свое поведение  устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой  активности:

  • одни ждут указаний, что и как делать;
  • другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

Жизнь постоянно ставит перед  человеком множество задач, которые  требуют своего решения. Выбор и  принятие решения - одно из звеньев  волевого процесса, а решительность  — это важное качество волевого человека. Нерешительный человек  постоянно колеблется, потому что  его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

Для волевого действия очень  важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении  трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать  поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и  внутренние трудности, называется в  психологии настойчивостью.

В отличие от настойчивости  человек может проявлять отрицательное  качество - упрямство. В упрямстве  проявляется безволие, неспособность  заставить себя руководствоваться  разумными доводами, фактами, советами.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые  осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным  выдержке и самообладанию качеством  является импульсивность.

Нормальная система поведения  человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения  и торможения).

 

 

 

 

2. Раскройте содержание понятий «сознание» и  «бессознательное» и сопоставьте их.

 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком  не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными  процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так  или иначе представлено практически  во всех психических процессах, свойствах  и состояниях человека. Есть бессознательные  ощущения, к которым относятся  ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые  вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательное по-разному  проявляется в сознании, но оно  само связано с космическим прежде всего посредством биополя. О  природе биополя много говорят  и пишут. Известно, что биополе  есть у людей, растений и животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно  не доступном сознанию. Наиболее сильными биополями среди людей обладают экстрасенсы. Они же способны раскодировать  скрытую и хранящуюся в биополе  информацию. Многочисленные факты, связанные  с биополем и действиями бессознательного, позволяют сформировать понимание  того, что возможна связь сознания через бессознательное с космическим.

К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно  неосознаваемы. Ее образы человеческое «Я» не может вывести в поле своего внимания. О их существовании  можно судить лишь опосредственно, путем применения специальных методов  и высокого искусства раскрытия  внутреннего мира. В то же время  бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности  перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы.

Бессознательная память —  это та память, которая связана  с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет  мышлением, воображением, вниманием, определяя  содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное  мышление особенно отчетливо выступает  в процессе решения человеком  творческих задач, а бессознательная  речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная  мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических  процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности  и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических  явлениях. Одно из таких явлений  — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных  явлений лежит непроизвольное забывание  имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо  или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений  личностного характера относится, к разряду представлений и  связана с восприятием, памятью  и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Бессознательное непосредственно  связано с космическим идеальным. Оно формируется под воздействием космического информационного поля и в соответствии с ним отдает команды человеческому телу. Сознательное связано с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение  человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и  его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность  жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек  достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти  это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят  как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Наличие сознательного и  бессознательного в психике усложняет  задачу индивида. Ему необходимо уловить  и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания. Углубляясь в себя, важно  не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной  из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда  принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное  не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает  силу и проникает в ту часть  психики, которая относится к  сфере сознания, Бессознательное  не следует понимать как нечто  аморфное, оно обладает динамичностью  и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может  ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут  к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и  через него хочет обо всем узнать. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. Конечно, это достигается  через общение, но обычно с людьми, склонными к мистицизму, наделенными  даром экстрасенсорности. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил  имеют свою отрицательную сторону  тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к светской литературе, к прогрессивным  явлениям общественной жизни. Этим самым  подрывается сознание и усиливается  коллективное бессознательное.

Третий тип бессознательных  явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного  бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные  из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов  бессознательных явлений по-разному  связан с поведением человека и его  сознательной регуляцией.

 

3.  Соотнесите  психологические понятия и их  определения:

 

а)  сознание – высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;

б) самосознание;высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство  личности, выражается в осознании  человеком своих качеств, самого себя;

в) бессознательное – совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. ИльичевЛ.Ф.Философский энциклопедический словарь. – М.: «Современная Энциклопедия», 2010..
  2. Фрейд З.«Психология безсознательного». – М.: «Юнити-ДАНА» 2010.
  3. Малышевский А.ФМир человека.– С.-Пб.: «ПИТЕР»2012.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"